Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся

Педагогика сегодня » Проектирование внеаудиторной творческой деятельности учащихся

Как известно, система учреждений дополнительного образования пришла на смену учреждениям внешкольного типа. Сама смена терминов предполагает кардинальный шаг в последовательном обновлении содержания внешкольного образования, принципов, форм и направлений образовательной политики в Российской Федерации. Термин закреплен в Законе Российской Федерации "Об образовании" (1991г.). Принятие правительством РФ в марте 1995г. "Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей" определило нормативно-правовую базу деятельности образовательных учреждений этого типа. Значимость темы определяется тем, что педагогическая наука получила своеобразный государственный заказ на проведение поисково-исследовательской работы в указанном направлении. Идея о принципиальной возможности получения систематического образования во внешкольной сфере, в особой сфере образования, органически дополняющей существующее школьное, оказалось сегодня удивительно созвучной времени. Ориентация системы учреждений дополнительного образования на всемерное раскрытие уникальных творческих возможностей растущей личности подтвердила свою жизнеспособность.

В дипломной работе представлен проект внеаудиторной творческой деятельности студентов, разработка которого велась с учетом возрастных особенностей и их индивидуально-личностных склонностей. Внеаудиторная деятельность учащихся профессионально-технических училищ – это сложнейшая система взаимодействий педагогов, учащихся, родителей и общества. Она направлена на развитие творческих способностей учащихся, на создание условий индивидуального развития личности и на их профессиональное самоопределение.

Внеаудиторная деятельность составляет самостоятельно организуемую систему учебно-воспитательной деятельности училища наравне с системами практического и теоретического обучения учащихся.

Ее основное назначение – помогать подросткам и юношеству рационально использовать свободное от учебы время для собственного развития путем самовоспитания, самообразования, самообучения.

Внеаудиторная деятельность планируется не как деятельность для учащихся, а как деятельность самих учащихся, поэтому планы внеаудиторной деятельности не охватывают эту деятельность жестко и полностью, как это происходит при проектировании практического и теоретического обучения.

Процедура проектирования включает в себя решение таких вопросов: сколько и какие объемы охватить проектированием? Какова полезность тех или иных видов деятельности учащегося? Какова форма и структура проекта? Какое время (продолжительность)? и т.д.

Планы частично проектируют внеаудиторную деятельность, оставив немалую степень свободы самому учащемуся. Это заставляет самих педагогов отбирать для проектирования самые важные и сложные участки деятельности.

Внеаудиторная деятельность чрезвычайно гибкая. Она основывается на исключительно добровольном участии учащихся. Ее состав, содержание, методы меняются гораздо чаще, чем в теоретическом и практическом обучении. Она разнообразна по формам организации, это могут быть кружки технического творчества, театр мод, спортивные секции, участие в выставках, конкурсах и т.д.

Не вызывают сомнения, что профессиональная деятельность педагога, – руководителя детского творческого объединения, должна быть нацелена на успешную социализацию растущей личности.

В связи с этим остро встает вопрос о грамотной разработке и организации внеаудиторной творческой деятельности для формирования профессиональных качеств у учащихся.

Проектирование внеаудиторной деятельности заключается в том, что в системе начального профессионального образования огромное значение придается оформлению профессиональных качеств будущих специалистов, поэтому необходимо решать следующую задачу: на системно-целевой основе последовательно осуществлять разноуровневое, востребованное жизнью, личностно значимое для учащихся образование, органически дополняющее школьное образование, обеспечивающее полноценное вхождение учащегося в социум. Существуют разные пути формирования личностных качеств и один из них организация внеаудиторной творческой деятельности.

Проблемная ситуация: необходимость изучения проблемы социализации учащегося в системе дополнительного образования возрастает в связи с приобретением или большей автономности – отдаленности от школы и других социальных институтов, а также в связи с усилением принципа добровольности участия в их работе детей и подростков. При этом возможности детских организаций в социализации учащихся практически не используются по причине неразработанности содержания, методов и форм деятельности, отвечающих требованиям сложившийся в стране ситуации.

Значительно обостряет проблему сложившийся в новых социальных условиях комплекс противоречий, требующих эффективного и скорейшего разрешения. Это противоречия в сфере права и государственного управления, организационные, социально-педагогические, социально - психологические, методологические, которые условно можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.

К группе внешних относятся противоречия:

- между созданными в последние пятилетия новыми государственными структурами, формально претендующими на свою специфическую социальную нишу, и другими государственными структурами и органами, в течении многих десятилетий эту нишу занимавшими;

- между наличием практического опыта социализацией учащегося в детских учреждениях дополнительного образования и отсутствием теоретических разработок данной проблемы;

- между потребностью учащихся в объединении, обусловленным возрастными особенностями, и отсутствием способов реализации этой потребности в системе социальных отношений, социальных связей;

- между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детских общественных организаций и отсутствием разработки научных основ их деятельности в современных условиях;

- между сложившимися за десятилетия методологией, понятийным аппаратом, принципами и методами научной и практической работы и острейшей потребностью современного многообразного детского движения в практико-ориентированных научных разработках и научном аппарате.

К группе внутренних относятся противоречия:

- между приверженцами и стойкими продолжателями дела Всесоюзной пионерской организации и лидерами, идеологами, членами возникших в последнее десятилетие детских общественных организаций (в оценке подходов, принципов, содержания деятельности, традиции и т.д.);

- между потребностями детей – членов организаций в познании смысла существования, самопознания и крайне ограниченными (в силу разных причин) возможностями детских общественных организаций;

- между целями деятельности детских общественных организаций и средствами их достижения;

- между острой, насущной потребностью в лидере, вожаке, кураторе, координаторе, организаторе детского движения.

Этот комплекс противоречий требует объективного анализа причин их возникновения, определения новых подходов, педагогических средств и условий решения обозначенных проблем, таких как выявление и разработка теоретико-методических основ социализации учащихся в учреждениях дополнительного образования и адекватной задачам социализации этих организаций, методики включения учащихся в деятельность.

Объект:учащиеся Кемеровского профессионально-педагогического колледжа, возраст 15-17 лет.

Предмет: организация внеаудиторной творческой деятельности учащихся.

Цель работы: разработать проект внеаудиторной творческой деятельности учащихся. Разработать рабочую программу театра мод "Юный модельер", календарно-тематический план, коллекцию моделей одежды.

Из сформулированной цели вытекают следующие задачи:

- развитие духовно-творческих способностей, потребностей и интересов учащихся;

- расширение культурного кругозора, обогащение сферы его межличностного и внутригруппового взаимодействия;

- создание зон социальной адаптации и проявление социальной мобильности учащихся, гуманитаризация среды их жизнедеятельности.

Г и п о т е з а: предполагаю, что творческое начало учащихся не находит своего дальнейшего развития во внеурочном времени, так как молодежь пассивна из-за недостатков клубов, секций, кружков, театров мод и т.д., которые способствуют реализации активности и перспективы созидательно-творческого развития растущей личности.

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я: анкетирование, тестирование.

Базой научного исследования является Кемеровский профессионально-педагогический колледж. Он был образован в 1986 г на базе ткацко-текстильного училища, и готовил учащихся по профессии швея для фабрики "Томь". В настоящее время КППК готовит учащихся по следующим специальностям: портной, закройщик, технолог швейного производства, механик. В перспективе открывает новые специальности: конструктор-модельер, дизайнер по одежде.

Выборочное исследование при помощи анкетирования, проводилось в группе закройщиков состав 25 человек Кемеровского профессионально-педагогического колледжа.


Новое в образовании:

Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...

Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помога ...

Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения
мотивация говорение речь диалогический В процессе обучения иностранному языку в средней школе основной причиной недостаточно высоких результатов работы является имеющийся разрыв между поставленной целью – практическим владением иностранным языком – и характером учебной работы. В исследовании услови ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru