Современное состояние изученности проблемы

Страница 1

К числу основных задач, решавшихся в ходе исследования процесса технического творчества объектом изучения зачастую становился не человек с его индивидуальными особенностями (знаниями, способностями, одаренностью, уровнем развития психических процессов памяти, воображения, мышления, их взаимодействием), решающий ту или иную творческую задачу, а основные этапы его творческой деятельности. Иными словами, исследователи шли от анализа творческой деятельности в целом к выявлению ярко выраженных этапов того или иного периода творческого процесса. Эти схемы включали главным образом развернутую характеристику содержательной стороны творческой деятельности, т. е. давали представление о том, как организовать свой труд и что необходимо сделать для того, чтобы подойти к решению задачи. Закономерности творческой деятельности при этом не рассматривались, а лишь использовались данные о творческой деятельности, добытые эмпирическим путем, которые не связывались с соответствующими положениями педагогической науки. Это не могло не сказаться отрицательно на разработке педагогических аспектов обучения молодежи техническому творчеству.

При разработке методик по формированию у учащихся способностей к техническому творчеству педагогика опирается на анализ творческой деятельности, на знание ее закономерностей и особенностей личности.

По-разному рассматривая структуру творческой деятельности, исследователи представили богатый материал для обобщения и более четкого понимания как структуры технического творчества в целом, так и основных этапов формирования и развития необходимых технических знаний и интеллектуальных умений у молодежи. Ряд отечественных и зарубежных ученых (П. М. Якобсон, С. М. Василейский, Г. С. Альтшуллер, П. К. Энгельмейер, Т. Рибо, К. Россман, Дж. Диксон и др.), осуществив содержательный анализ творческой деятельности, разработали примерные схемы, включающие поэтапную структуру деятельности при решении творческих задач.

Одним из первых попытку изучения технического творчества предпринял французский ученый Т. Рибо, выделивший два основных, способа, характеризующих процесс изобретения: полный и неполный (сокращенный) [28, с.70]. Центральная роль и в том, и в другом отведена идее-задаче: в полном способе ее место в начале, а в сокращенном - в середине. Неполный способ предполагает следующие этапы: общую подготовку (протекающую в бессознательном состоянии); возникновение идеи (процесс, связанный с вдохновением); период построения и развития идеи. Характерным для этого способа является наличие бессознательной деятельности на первом этапе, до момента возникновения идеи. В идее реализуется нечто прошедшее первичный период развития, вне мысленного контроля, завершаясь превращением в факт сознания. В полном способе также имеются три этапа: идея (начало), ее более или менее длительная инкубация и созревание; открытие или изобретение (конец); проверка или приложение. Таким образом, когда творческая идея совпадала с первой фазой - началом творческого процесса, Т. Рибо говорил о "полном творческом процессе". Если же идея возникала в середине процесса и соответствовала второй фазе - возникновению - он называл творческий процесс "сокращенным", а первую фазу - общее подготавливать — "бессознательным состоянием".

Ученый Т. В. Кудрявцев считает, что отсутствие развернутой характеристики каждого из указанных этапов снижает значимость рассмотренной схемы.

Некоторое смещение в сторону аспекта деятельности изобретателя (в отличие от внешней, процессуальной стороны, выделяемой Т. Рибо) допускает в своем анализе русский инженер П. К. Энгельмейер. Он утверждает, что "три деятеля творчества" - желание, знание и умение - составляют нераздельно и неслиянно троицу творчества, а три акта - функции этих "деятелей" - составляют "трехакт". Рассмотрим несколько подробно эти три акта.

Первый акт (акт интуиции и желания, происхождения замысла) характеризуется тем, что идея изобретения технического объекта четко сформулирована в условии технической задачи. Но изобретатель может ошибаться в решении своей задачи или в ходе работы отказаться от первоначальных условий, выбрав другой вариант решения. Именно в этом проявляется представление автора о "наитии", об "откровении", без которых не обходится творчество и которые коренным образом отличают творчество от логического умозаключения. Следовательно, на данном этапе противопоставляются интуиция и логика как два разных способа работы изобретателя и техника вообще, в широком смысле слова. В отличие от него не проводят резкого разграничения этих понятий ученые И. В. Бычко, Е. С. Жариков. Интуиция, считают они, дает первоначальное знание об объекте ("изобретает"), логика же разворачивает из первоначального знания цепь заключений, делая явным то, что в неявном, скрытом виде уже содержалось в этом знании ("доказывает").

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Результаты исследования и их анализ
Методика 1 – Составление рассказа по картинке . Цель: определить уровень развития связной монологической речи. Инструкция. Я покажу тебе картинку. Придумай рассказ: что происходит, о чем говорят, что будет потом. Если ребенок затрудняется в описании, можно ему помогать, задавая наводящие вопросы. Н ...

Образовательные системы дошкольных учреждений
Существует различные виды образовательных систем, программ, альтернативные технологии дошкольного образования. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. В связи с этим дошкольным образовательным учреждениям России, работавшим до1989 года по ...

Психолого-педагогические аспекты формирования ценностной сферы дошкольников
В современной психологии нет единого толкования термина «ценностные ориентации». Следует отметить, что не всеми авторами специально дифференцируются понятия «ценностные ориентации» и «ценность». Часто они отождествляются: для обозначения и ценностных ориентации, и ценностей используется термин «цен ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru