Современное состояние изученности проблемы

Страница 2

Ко второму акту П. К. Энгельмейер относит знание и рассуждение, выработку схемы или плана. На этом этапе изобретатель переходит от предположительной идеи будущего изобретения к трезвому рассуждению на почве знания того, что в данной области выработано, что оправдалось и что отброшено. Именно на данном этапе проявляется умение изобретателя оформить тот проблеск, который возник на первом этапе, в окончательное решение, что невозможно без соответствующих опытов, осуществляемых как мысленно, так и практически. При этом мышление может работать в двух направлениях: если область хорошо известна, если мысленные отражения, верно передают факты, если те следствия, которые выводятся из полученных отражений по законам логики, сходятся с фактическими следствиями явлений, то умозаключение и расчет доведут до цели; если же область недостаточно разработана, то приходится вначале делать опыты, строить модели, производить лабораторные изыскания. Автор сумел показать ведущую роль логического мышления во втором акте, когда логика бессильна сделать лишь первый шаг изобретения и в то же время необходима для того, чтобы интуитивный замысел превратить в принципиальную схему, т. е. в то, что составляет его новизну.

Основной задачей третьего акта - акта умения, конструктивного выполнения изобретения - П. К. Энгельмейер считает практическое осуществление замысла, в которое, кроме конструктивной разработки схемы, включаются следующие условия: экономичность материала, надежность работы, удобство эксплуатации, соблюдение внешнего соответствия частей (известного "стиля"). Таким образом, в первом акте изобретение предлагается, во втором доказывается, в третьем осуществляется. В конце первого акта это - предположение, в конце второго - представление, в конце третьего - явление. Первый акт определяет его интуитивно, второй - логически, третий - фактически. Первый акт дает замысел, второй - план, третий - поступок.

Очевидно, такая общая характеристика плана работы над изобретением соответствует действительности. Однако нельзя согласиться с тем, что третий этап превращен в нечто выходящее за рамки непосредственно творческого процесса. Объяснить это можно, видимо, поиском наиболее существенного звена в творческом процессе, характеризующим данный процесс как творческий, отражающий его сущность. При этом неоправданно исключен и этап проверки достоверности полученного решения практикой, ибо именно практика остается основой, и конечным критерием истинности мышления.

Американский ученый К. Россман следующим образом детализирует процесс творчества: усмотрение потребности или трудности; анализ этой потребности или трудности; просмотр доступной информации; формулировка всех объективных решений; критический анализ этих решений; рождение новой идеи изобретения; экспериментирование, предполагающее подтверждение правильности идеи и ее конечное воплощение в вещах. Эта схема в большей степени отражает алгоритмическую последовательность и характер деятельности изобретателя технического творчества.

Сопоставляя схемы творческого процесса Россмана и Рибо, можно отметить, что Россман в отличие от Рибо детализирует в основном первый этап, предшествующий рождению идеи, и фиксирует своей схемой период, в котором потребность в той или иной мере начинает осознаваться. Существование же периода, протекающего в бессознательной форме, или хотя бы его возможности лишь предполагается.

Русский ученый П. М. Якобсон этапу усмотрения потребности предваряет период интеллектуально-творческой готовности. Это, существенно расширяет понимание этапов творческого процесса, обеспечивающих протекание технического творчества. Предложенная П. М. Якобсоном схема включает периоды: возникновения интеллектуально-творческой готовности; усмотрения потребности; зарождения идеи - формулирования задачи; поиска решения; получения принципа изобретения; превращения принципа в схему; технического оформления и развертывания изобретения (выполнение расчетов, изготовление чертежей, построение модели, проверка изобретения).

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Ловкость
Ловкость выражается через совокупность координационных способностей, а также способностей выполнять двигательные действия с необходимой амплитудой движений (подвижностью в суставах). Ловкость воспитывают посредством обучения двигательным действиям и решения двигательных задач, требующих постоянного ...

Планирование урока немецкого языка с использованием различных мультимедийных средств
Еще несколько лет назад использование компьютера на уроке казалось чем-то необыкновенным и почти нереальным. Необыкновенным, потому что не было того обилия программ и пособий, каким мы располагаем сейчас. Нереальным, потому что само присутствие компьютера на уроке уже было событием. Сегодня в распо ...

Содержание воспитания
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания се ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru