Информационно-коммуникационные технологии в образовании

По своей сути любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации.

Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сферах жизни общества. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования.

В связи с этим профессиональная деятельность педагогов и психологов претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования (повышение профессионального уровня учителя, освоение новых образовательных технологий, переход от принципа «образование на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь») сегодня оказываются напрямую связанными с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ).

Применение ИКТ в образовании обусловлено созданием и развитием информационного общества в целом, их внедрение в образование позволяет ускорить передачу знаний, накопленного технологического и социального опыта человечества, повышает качество обучения и образования, является важным фактором создания системы образования, которое отвечает требованиям информационного общества.

Необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения была обоснована международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». В предисловии к докладу Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор пишет, что новые технологии должны способствовать «созданию лучшего мира, в котором каждый человек будет получать пользу от достижений образования, науки, культуры и связи». ИКТ затрагивают все названные сферы, но, пожалуй, наиболее сильное позитивное воздействие они оказывают на образование, так как «открывают возможности совершенно новых методов преподавания и обучения».

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды стали не только началом преобразования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию информационного общества.

Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:

необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;

фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;

возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;

теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.

Как показано в ряде работ, основными направлениями формирования перспективной системы образования, которые имеют принципиальное значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:

повышение качества образования путем его фундаментализации, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;

обеспечение нацеленности обучения на новые технологии ИО и, в первую очередь, на ИКТ;

обеспечение большей доступности образования для всех групп населения;

повышение творческого начала в образовании.

ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Таким образом, на пути движения России к ИО и внедрения ИКТ в образование в можно выделить три этапа:

начальный, связанный с индивидуальным использованием компьютеров, в основном, для организации системы образования, ее административного управления и хранении информации о процессе управления;

современный, связанный с созданием компьютерных систем, интернета и конвергенцией информационных и телекоммуникационных технологий;

будущий, основанный на интеграции новых ИКТ с образовательными технологиями (ОТ).


Новое в образовании:

Реализация модели личностного ориентированного взаимодействия педагога с детьми
Более 20 лет я, Кузейкина Нина Лионидовна, проработала учителем начальных классов сш. №14. С 1992г. я работала учителем 1 класса при МДО №50. Поэтому проблема преемственности между дополнительным учреждением и школьной мне очень близка. Между школой и МДО оголились некоторые традиции в установлении ...

Анализ программ и методических рекомендаций по предупреждению дисграфии у детей с нарушениями речи
Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, отмечаемых в начальной школе. Дисграфия является серьезным препятствием в овладении учащимися школьной программой, а письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, о ...

Принцип воспитания в коллективе
Суть требований этого принципа вытекает из положения, что человек как существо общественное получает необходимые условия для всестороннего развития своих задатков только в коллективе. Под коллективом понимается устойчивая группа людей, сплоченных единой общественно полезной цепью и общей деятельнос ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru