Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 1

В структуре каждой профессиональной компетенции учителя мы выделили четыре компонента: информационную основу (теорию); ориентировочную основу (знание о том, из чего исходить и что, как и когда делать); исполнительную основу (отработку непосредственного выполнения действия); контролирующую основу.

Процесс освоения профессиональных компетенций происходит в несколько последовательных этапов:

1 этап – рецептивный (восприятие). На этом этапе происходит получение студентами знаний из педагогической и технологической теории и техники. Задачами данного этапа являются, во-первых, переработка, информации об объекте и действиях с объектом (понятия, термины, закономерности, принципы, методы); во-вторых, формирование доминирующей мотивации (т. е. понимание того, что делать). На данном этапе применяются такие формы организации профессиональной подготовки, как лекция, а также самостоятельная индивидуальная работа студентов с научно-педагогической и технической литературой. Содержание деятельности будущих учителей составляет восприятие учебной информации, обдумывание ее, составление конспектов, планов, тезисов.

2 этап – репродуктивный (воспроизведение). Этот этап предполагает отработку знаний технологической теории. Задачи этого этапа: во-первых, отработка знаний об объекте и действиях с объектом (отработка: понятий, (меж-) внутрипонятийных связей, знаний, методических приемов, учебного материала); во-вторых, создание установочной и пусковой афферентации (т. е. понимания того, как и когда делать). Здесь наиболее эффективны семинарско-практические занятия и организация индивидуальной самостоятельной работы студентов по специально подобранным заданиям. Содержание деятельности на этом этапе включает воспроизведение воспринятой информации в устной и письменной формах, приложение теории к практике, наблюдение за образцом выполнения отдельного действия и выполнение действия по образцу.

3 этап – акцептивный (создание идеального образа действия). Здесь осуществляется отработка способа профессионального действия. На данном этапе решаются следующие задачи: во-первых, непосредственное выполнение действия в лабораторных условиях; во-вторых, формирование блока памяти профессионального технологического действия. В качестве основной организационной формы подготовки применяется лабораторно-практическое занятие в аудиторных условиях. Содержание деятельности студентов на этом этапе предполагает решение специально поставленных практических задач, использование знаний в разных ситуациях и комбинациях.

4 этап – аппликативный (наложение и применение). На этом этапе происходит отработка действия в составе профессиональной технологической деятельности. Задачами этого этапа являются: во-первых, наблюдение действия в составе профессиональной деятельности; во-вторых, сопоставление информации о действии, извлеченной из наблюдаемой деятельности, с идеальным образом действия (наложение); в-третьих, применение идеального образа действия при самостоятельном моделировании деятельности. Содержанием деятельности данного этапа служит наблюдение и анализ реальной технологической работы – готовой модели деятельности, в состав которой входит отрабатываемое действие.

5 этап – продуктивный (получение результата). Продолжается отработка действия в составе профессиональной компетенции. В качестве задач этапа выступают: во-первых, включение в реальную трудовую технологическую деятельность в обучении; во-вторых, оценка и корректировка результатов реального действия в составе деятельности. Ведущей организационной формой этапа является педагогическая практика в школе и технологические практики. Содержанием деятельности студентов на этом этапе становится реальное участие в организации и осуществлении трудового и технологического процесса.

6 этап – творческий (совершенствование действия в составе технологической деятельности и совершенствование самой деятельности). Начинается формирование индивидуального стиля профессиональной технологической деятельности будущего учителя. Задача этапа в применении технологических знаний в нестандартных педагогических ситуациях. Форма организации подготовки студентов на данном этапе – педагогическая и учебная технологическая практики. Содержание деятельности включает поиск нестандартных решений в достижении целей конкретных видов технологической деятельности [300].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Клинико-психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие. Процесс всякого познания начинается с ощущений и восприятий. ...

Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. ХХ в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий ...

Интегрированные уроки как основное средство повышения активности учащихся
Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы. Как распознать талантливого ребенка? Как обучать одаренных детей? На этот счет есть много различных мнений педагогов, психологов. Несомненно, одно: чем шире у ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru