Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 4

Технологическую компетентность учителя можно расчленить на такие компоненты: технологические и технические знания; отношение к этим знаниям; технологические взгляды и представления, интересы и установки; умения и навыки, компетенции и т. д. То есть технологическая компетентность состоит из мотивационного, когнитивного, операционно-деятельностного, эмоционально-ценностного, рефлексивно-регулятивного компонентов. Между этими компонентами существует тесная и сложная взаимосвязь, они дополняют друг друга и оказывают большое взаимовлияние. Одна из особенностей технологической компетентности состоит в том, что ее ведущим компонентом является система технологических знаний, включающая сущность основных категорий, закономерностей, принципов и т. д.

Совокупность технологической информации является интеллектуальным компонентом компетентности; а процесс ее передачи студентам – первым, познавательным этапом подготовки учителя, (следует подчеркнуть условность выделения этого и последующих компонентов технологической компетентности и этапов ее формирования у студентов). Они выделены с дидактико-методических позиций в целях более четкого определения специфики и условий формирования компетентности учителя. На практике этот процесс осуществляется в единстве и взаимосвязи всех компонентов и этапов.

Говоря о сумме технологических знаний, мы употребляли термин «система технологических знаний». Это позволило выделять систематизированные, содержательные элементы. Основными элементами системы технологических знаний являются понятия и категории, как наиболее обобщенные понятия.

На конкретном технологическом и техническом материале и в обобщающих темах специальных дисциплин студенты постепенно подводились к профессиональному пониманию технологических явлений, усвоению основных закономерностей, овладению категориями технологии.

Это возможно при рационально составленном учебном плане, тщательном отборе преподавателем фактов технологического процесса, необходимых для обоснованных выводов, установлении правильного соотношения конкретного материала и обобщенных выводов.

Технологическая информация усваивается гораздо быстрее и тверже, становится более осознанной в случае, если она опосредована опытом студента, содержит эмоциональную поддержку и неразрывно связана с интересами, потребностями и целями будущей профессиональной деятельности студентов. Один из элементов, лежащих в основе технологической компетентности, – взгляды человека, которые содержат определенную оценку технологических факторов и явлений, выражают точку зрения студента, его позицию в определенных ситуациях.

Развитие и становление технологических взглядов студентов – процесс длительный и сложный: от простейших наблюдений над технологическими явлениями, выявления их причин на младших курсах, до широких обобщений технологического характера на старшей ступени обучения.

Технологические взгляды чаще всего проявляются в форме оценочных суждений, т. е. умений осмысливать конкретные события с точки зрения соответствия технологическим закономерностям, давать правильные профессиональные оценки различным событиям, фактам и действиям участников технологического процесса.

Технологическое знание и понимание технологической теории является базой для второго, более высокого и сложного этапа формирования технологической компетентности. Целью этого этапа является личностное овладение, принятие технологической теории и формирование умений делать выбор оптимального, с точки зрения технологии, вариант поведения.

Одной из серьезных проблем, связанных с формированием технологических компетенций студентов, является раскрытие закономерностей процесса становления их профессиональных взглядов и убеждений. При отсутствии осознанных технологических взглядов и убеждении студент может формально усвоить технологическую теорию. Только «перевод» знании и накопленного в практической деятельности личного осознанного опыта в устойчивые технологические взгляды, убеждения и идеалы, в основе которых лежат устойчивые профессиональные устремления личности, создают основу для отработки технологических умении и навыков, а в более широком плане, для формирования технологической компетентности будущих учителей технологии.

Технологические убеждения – более высокий и сложный элемент профессионального мышления. Они являются результатом сложного процесса, в ходе которого технологические знания преломляются во внутренние мотивы и стимулы деятельности педагога.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Вот тут-то и появился Лис . —Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно. —Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен. —Ах, извини, — сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: —А как это — приручить? —Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: соз ...

Краткая история трудового и технологического обучения в России
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деяте ...

Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru