Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 5

Для эффективного формирования технологической компетентности учитывалась специфика психологического механизма этого процесса, так как он базируется на профессиональных установках и ценностных ориентациях личности, затрагивает ее мотивационную и эмоциональные среды.

Задача формирования технологической компетентности студентов рассматривалась в такой же неразрывной связи с развитием познавательной активности, так как только самостоятельная творческая мыслительная деятельность приводит и к выработке прочных профессиональных знаний, убеждений, навыков.

На следующем этапе осуществлялось воздействие на мотивацию профессионального технологического поведения и формирование педагогических чувств студентов, происходил перевод технологических знаний в убеждения. Этот процесс был назван нами формированием эмоционально-волевого компонента технологической компетентности.

Как уже отмечалось, технологическая компетентность складывается из системы знаний, осознания их значимости, с точки зрения технологической и педагогической деятельности, профессиональных взглядов и убеждений, а также конкретных технологических умений, навыков и компетенций.

Положение о единстве технологического мышления и деятельности выражает их тесную связь и взаимообусловленность, это одно из проявлений причинной обусловленности психического явления и функций детерминации профессионального поведения.

Спецификой теоретических знаний, передаваемых студентам в курсах технологических дисциплин, является их непосредственная практическая значимость. Данное положение объясняет особую роль научно-обоснованного отбора технологического содержания образования в вузе.

Большинство исследователей, рассматривающих проблему формирования различных сторон личности учителя, связывают выработку у студентов профессиональных умений, навыков и компетенций с осуществлением усвоенных представлений на практике. Нами доказано, что формирование технологической компетентности связано также с творческим применением технологических знаний в процессе обучения в вузе.

Третьим компонентом технологической компетентности является ее действенно-практическая сфера, позволяющая использовать технологические знания в реальном педагогическом и технологическом процессах.

Изучение процесса формирования технологической компетентности выпускника технологического факультета педагогического университета потребовало выделения системы условий его реализации. Изменяя условия, мы стремились управлять учебно-воспитательным процессом, после выделения критериев и определения процедур измерения его показателей. Затем была осуществлена экспериментальная проверка теоретических выводов и выбор наиболее эффективного варианта педагогической технологии, т. е. оптимизация процесса обучения. Таким образом, процедура оптимизации включала определение содержания системы условий процесса формирования технологической компетентности, обеспечивающих высокую результативность. Система условий формирования технологической компетентности представлена в виде схемы, изображенной на рис. 3.

Рис. 3. Система условий эффективного формирования технологической компетентности будущего учителя

В ней мы выделили четыре основных блока: общие условия реализации учебно-воспитательного процесса в педагогическом университете, организационно-педагогические условия обучения, психолого-педагогические условия формирования технологической компетентности будущего учителя, дидактические условия формирования технологической компетентности. Обоснованный отбор необходимых и достаточных условий является очередным этапом оптимизации процесса формирования технологической компетентности студентов.

Выделение системы условий из всего учебно-воспитательного комплекса университета позволяет оценить результативность его работы в плане технологического образования.

Наше мышление отражает особенности различных способов познания окружающего мира. Технологическая деятельность должна способствовать формированию особого типа мышления, соответствующего этому роду деятельности.

Процесс синтеза субъективно нового технологического знания, который происходит на основе ранее сформированного естественного, технического и социального знания, должен способствовать «технологической ориентации» мышления студента. Только в этом случае его технологическая деятельность будет достаточно эффективной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Особенности учебной деятельности учащихся младших классов коррекционных школ VIII вида
В связи с недоразвитием психики умственно отсталого ребенка огромную роль играет моторная функция его организма. Этим в значительной мере объясняется особое значение деятельности для коррекции дефекта и развития личности ученика вспомогательной школы. Своеобразие личности ребенка с нарушением интел ...

Значение предметно-практической деятельности в коррекционной системе обучения детей с нарушением слуха
В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организац ...

Организация деятельности по реализации дифференцированного обучения на уроках в начальной школе
Дифференцированный подход в обучении рассмотрен на примере МОУ СОШ №43 г. Тюмени. Изучался 3 "А" класс. Процесс организации учителем внутриклассной дифференциации в данном классе включает несколько этапов: 1. Проведение диагностики. 2. Распределение по группам с учетом диагностики. 3. Опр ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru