2. Оперативные цели видоизменялись постоянно и предполагали повседневное развитие конкретных знаний или способов деятельности будущих учителей. Именно через оперативные цели осуществлялся перевод знаний в убеждения, умений в навыки и, в конечном итоге, формирование компетенций.
Задачи целевого компонента усложнялись в зависимости от этапа профессионально-педагогического становления учителя.
Содержательный компонент педагогической системы формирования и развития компетентности реализовался через систему психолого-педагогических, методических и технологических знаний, для чего:
– студентам передавались фундаментальные, обобщенные знания;
– содержание педобразования наполнялось технологическими ценностями;
– реализовывалась интеграция содержания педагогического образования между его различными уровнями; разнообразными дисциплинами; на всех этапах профессионального становления будущего учителя использовались все возможные виды интеграции.
Фундаментальность, личностно-ориентированное обучение и многоуровневость стали принципами проектирования дидактической системы формирования технологической компетентности будущих учителей. Кроме того мы основывались на принципах: системности, дивергентности, изоморфизма, гомоморфизма (табл. 2).
Таблица 2 Функции принципов построения дидактической системы формирования технологической компетентности студентов
|
Наименование принципа |
Функции принципов |
|
Принцип системности |
Уточнение и анализ компонентов системы при проектировании |
|
Определение способов и средств взаимосвязи компонентов системы | |
|
Определение условий функционирования и развития системы | |
|
Принцип дивергентности |
Расширение конструкций содержания образования |
|
Расширение средств педагогической коммуникации | |
|
Формирование информационной емкости понятий | |
|
Принцип изоморфизма |
Обеспечение возможности усвоения на подсознательном уровне |
|
Обеспечение условия достижения функциональной цели | |
|
Принцип гомоморфизма |
Обеспечение соответствия структуры и целей системы |
|
Обеспечение условия достижения главной цели системы (самосохранения) |
Правила реализации принципов: 1. Направление от целого к части при определении компонентов системы. 2. Выделение основания (системообразующих связей и отношений), по которым осуществлено структурирование целого. 3. Проектирование системы методов и средств формирования компетенций, изоморфных для образовательных программ. 4. Соблюдение условий открытости и адаптивности при проектировании педагогической системы. 5. Соблюдение единства структуры и функции подсистем при проектировании системы. 6. Сохранение целостности подсистемы и вышестоящей системы. 7. Расширение селективного ядра содержания при смене образовательных программ. 8. Расширение области понятийного аппарата при смене образовательных программ. 9. Определение количества учебно-деятельностных модулей для каждой образовательной программы. 10. Изучение методических особенностей интегрируемых дисциплин и УМК. 11. Привлечение различных методов в конкретную образовательную программу. 12. Уплотнение информационного поля за счет сжатия информации. 13. Сохранение нормативных показателей параметров системы на требуемом уровне. 14. Направление деятельности обучающихся на достижение целей. 15. Выбор средств педагогической коммуникации, адекватных поставленным целям. 16. Формирование содержания, необходимого для достижения целей. 17. Проектирование образовательной технологии в соответствии с поставленными целями. 18. Наделение всех подсистем стандартными перспективными программами и распределение между ними функций для достижения целей (стандартизация, перспективное и текущее планирование). 19. Обеспечение возможности выбора из всех стандартных и нестандартных программ оптимальных (контроль, диагностика, оперативное планирование, коррекция). 20. Обеспечение стабильности функционирования подсистем. 21. Поддержание на определенном нормальном уровне текущих показателей параметров главной цели (регулирование) и т. д.
Новое в образовании:
Художественные способности как свойство личности человека
Попытка определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями. В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способно ...
Учебная деятельность как ведущий вид деятельности детей младшего школьного
возраста
По мнению А.Н. Леонтьева ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется тремя продуктами. Во-первых, это такая деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Во-вторых, это такая деятельность, в которой формируются или пере ...
Основополагающая концепция
школьного курса информатики
В настоящее время наблюдается лавинообразное увеличение информационного потока, обрушивающегося на человека. В данных условиях целесообразен информационно-деятельностный подход к обучению. При таком способе организации совместной деятельности учителя и ученика на уроке учитель, формируя мотив, обес ...