И.Б. Дерманова. Методика "Закончи историю"

Страница 1

Цель - изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Предъявление задания

В индивидуальной беседе с ребенком ему предлагается продолжить каждую из предлагаемых историй, ответить на вопросы. Ребенку говорят: "Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи". После этого ребенку читают по очереди четыре истории (в произвольном порядке).

История первая

. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша - зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. "Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?" Саша ответил,…Что ответил Саша? Почему? как поступил Саша? Почему?

История вторая

. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. К ней подошла ее младшая сестра Вера и сказала: "Я тоже хочу поиграть с этой куклой". Тогда Катя ответила . Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История третья

. Дети строили город. Оля стояла рядом и смотрела, как играют другие. К детям подошла воспитательница и сказала: "Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Олю помочь вам". Тогда Оля ответила . Что ответила Оля? Почему? Как поступила Оля? Почему?

История четвертая

. Петя и Вова играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришел папа и спросил: "Кто сломал игрушку?" Тогда Петя ответил . Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов

- Ребенок не может продолжить историю, или дает односложный ответ, не может оценить поступки детей.

1 балл

– Ребенок по-разному продолжает истории, оценивает поведение детей как правильное или неправильное, хорошее или плохое, но оценку не мотивирует и нравственную нормы не выделяет.

2 балла

- Ребенок продолжает истории с позиции нравственных норм, называет нравственную нормы, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла

- Ребенок раскрывает особенности разрешения проблемной ситуации с позиции нравственной нормы, называет нравственную норму, понимает ее значение для взаимоотношений людей и может обосновать свое мнение, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Результаты данных методик позволят выявить, какие нравственные нормы освоены детьми данной группы, как он понимает особенности чувств других людей и предполагает выделение разных уровней освоения детьми нравственных норм и правил по которым можно будет судить об особенностях освоения детьми группы данного содержания.

Диаграмма развития нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в период с февраля по март 2011 года (констатирующий и контрольный этапы)

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию нравственных качеств личности

Автор, Название сказки

Цель

Вопросы

1

Л.П. Стрелкова «Знакомство»

Познакомить со сказкой и главными героями. Развитие заботливого отношения ко взрослым, внимательности. Воспитание любви к родным

Почему же пропал Зайчик?

Что произошло с бабушкой?

Почему Зайчик постоянно исчезал?

2

Л.П. Стрелкова «Печальная история о том, как оторвали мишке лапу»

Развитие внимательности. Воспитание заботливого отношения ко взрослым, к игрушкам.

Почему он покраснел, как ты думаешь?

Подходящие ли это условия для сна?

3

В. Драгунский «Друг детства»

Воспитание заботливого отношения к игрушкам, доброты, развитие терпимости, памяти.

Зачем Дениске понадобилась груша? А почему Дениска не сделал себе боксерскую грушу, он ведь больше не играл с Мишкой?

4

Л.П. Стрелкова «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»

Воспитание внимательного заботливого отношения. Развитие понятия о морали, развитие умения понимать что такое хорошо, а что плохо.

А что сделал бы ты на его месте? О чем думает Данилка?

5

В. Катаев «Цветик-семицветик»

Воспитание заботливого отношения к людям, любви. Развитие умения думать не только о себе , но и о тех кто нуждается в нашей помощи. Развитие умения отступать от своих решений в угоду другим людям.

Что бы ты загадал, если бы у тебя остался последний лепесток?

6

В. Осеева «Сыновья»

Воспитание любви и заботы к маме, трудолюбия

Почему третья мама промолчала? Кто из мальчиков тебе понравился больше?

7

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Воспитание заботливого отношения к младшим, развитие чувства ответственности, послушания

Из –за чего похитили братца?

Как Маша спасла Ваню?

8

Оскар Уайльд «Мальчик-звезда»

Воспитание внимательности.

Развитие дружелюбного отношения к людям, уважительного отношения, воспитание скромности

Почему он решил прогнать нищенку? Правильно ли он поступил? Кто заступился за женщину? Почему мальчика – звезду не приняли дети лесоруба? Как вернулась красота к мальчику?

9

А де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Воспитание дружелюбного отношения, развитие чувства ответственности за тех , кого мы приручили.

О чем мечтал Лис? Как это приручить? Почему Лис так хотел что бы его приручили? Почему ему было скучно?

10

Т. Рик «Обидчивое облачко»

Развитие положительного отношения ко всему живому на Земле, воспитание умения быть радостным, не обижаться понапрасну.

Что с облачком случилось? Почему нельзя быть обидчивым? На кого обижалось облачко? А разве кто-то был в чем- то виноват?

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Изучение эмоционального отношения к школе
Материал: 22 карточки с прилагательными антонимами, 2 коробочки с наклеенными на них картинками: на одной - дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Эксперимент проводится следующим образом. Перед ребенком ставят 2 карточки и дают следующую инструкцию ...

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Вот тут-то и появился Лис . —Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно. —Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен. —Ах, извини, — сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: —А как это — приручить? —Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: соз ...

Анализ оздоровительной работы детских садов № 87 и №23
ДОУ №87,города Нижнекамск. Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87» г. Нижнекамска был открыт в 1997 году. ДОУ расположено в типовом двухэтажном здании. В настоящее время функционирует 12 групп: ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru