Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Педагогика сегодня » Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, Токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодежи, а также к родительской безответственности, и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека, дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.

В основе предлагаемой технологии духовно-нравственного воспитания средствами дидактической сказки лежит гуманистический

подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого и др., целостный подход, рассматривающий человека (педагога и ребёнка) в единстве телесного, душевного и духовного аспектов (Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн, М.М. Бахтин), а также субъективный

подход к воспитательному процессу, ориентирующий взгляд на ребёнка как на субъект воспитания (Г.С. Батищев, Я.А. Коменский). Взгляд на развитие духовного мира личности как на деятельность, направленную на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич) также нашёл своё отражение в данном исследовании. Аксиологический (ценностный) подход, изучением которого занимались В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, ориентированный на определённый набор ценностей,

в нашей технологии

представлен общечеловеческими ценностями - Добро, Мир, Красота, Знания, Семья, Культура, Труд, Отечество.

Объект:

нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет:

нравственного воспитания дошкольников средствами дидактической сказки.

Цель:

обосновать возможности использования сказки в нравственном воспитании дошкольников.

Гипотеза исследования:

систематическое использование сказки в воспитательном процессе способствует воспитанию нравственных качеств личности у дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

2. Изучить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

3. Изучить методику использования сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

4. Организовать и провести опытно-практическую работу по формированию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию сказки в воспитательном процессе.

«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Эта пословица говорит о том, что сказка способна формировать нравственный облик человека. Сказка учить морали с детства, учит различать добро и зло, хорошее и плохое. А значит, она всегда будет востребованная и актуальна.


Новое в образовании:

О способах решения проблем введения теории вероятностей в школьный курс математики
Рассмотрим вопрос о том, что необходимо изменить для возможности ведения теории вероятностей в школьный курс математики. На сегодняшний день встает проблема организации учебной деятельности. Одним из путей решения изучаемой нами проблемы в обучении учащихся различным приемам самостоятельного познан ...

Анализ существующих методик преподавания курса информатики в начальной школе
Современный период развития цивилизационного общества по праву называется этапом информатизации. Характерной чертой этого периода является тот факт, что доминирующим видом деятельности в сфере общественногo производства, повышающим его эффективность и наукоемкость становится сбор, продуцирование, о ...

Развитие творческих способностей учащихся на примере обучения декоративной резьбе по дереву
При резании древесины по наклонной линии против направления волокон срез получается нечистый, с заколами и задирами (рис. 1, А, Б). Срез поперек волокон или срез под прямым углом к направлению слоя древесины получается менее блестящим и гладким, чем в первом случае, но вполне пригодным для лицевой ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru