Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.
Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, Токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодежи, а также к родительской безответственности, и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей, из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека, дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.
В основе предлагаемой технологии духовно-нравственного воспитания средствами дидактической сказки лежит гуманистический
подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, Л.Н. Толстого и др., целостный подход, рассматривающий человека (педагога и ребёнка) в единстве телесного, душевного и духовного аспектов (Н.А. Бердяев, Л.С. Рубинштейн, М.М. Бахтин), а также субъективный
подход к воспитательному процессу, ориентирующий взгляд на ребёнка как на субъект воспитания (Г.С. Батищев, Я.А. Коменский). Взгляд на развитие духовного мира личности как на деятельность, направленную на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа (Е.В. Бондаревская, СВ. Кульневич) также нашёл своё отражение в данном исследовании. Аксиологический (ценностный) подход, изучением которого занимались В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, ориентированный на определённый набор ценностей,
в нашей технологии
представлен общечеловеческими ценностями - Добро, Мир, Красота, Знания, Семья, Культура, Труд, Отечество.
Объект:
нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Предмет:
нравственного воспитания дошкольников средствами дидактической сказки.
Цель:
обосновать возможности использования сказки в нравственном воспитании дошкольников.
Гипотеза исследования:
систематическое использование сказки в воспитательном процессе способствует воспитанию нравственных качеств личности у дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.
2. Изучить особенности нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучить методику использования сказки в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Организовать и провести опытно-практическую работу по формированию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию сказки в воспитательном процессе.
«Сказка ложь, да в ней намек добрым молодцам урок». Эта пословица говорит о том, что сказка способна формировать нравственный облик человека. Сказка учить морали с детства, учит различать добро и зло, хорошее и плохое. А значит, она всегда будет востребованная и актуальна.
Новое в образовании:
Распределение функциональных обязанностей при проведении
диагностики
Врач детского сада и приглашенные из поликлиники специалисты узкого профиля оценивают и прогнозируют здоровье детей, разрабатывают рекомендации для воспитателей. Наличие или отсутствие заболеваний у ребенка определяют врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляются клиническ ...
Функции форм обучения
Необходимость комплексной реализации всех компонентов содержания образования и направленность педагогического процесса на всестороннее, творческое саморазвитие личности школьника обусловливают функции обучения: образовательную, воспитательную и развивающую. При этом образовательная функция связана ...
Оценка эффективности оздоровительной работы детского сада
К критериям эффективности оздоровительных мероприятий проводимых в ДОУ являются показатели здоровья детей. В детских садах №87 и № 23 показатели пропусков одним ребенком за 3 года примерно одинаковые; но в ДОУ №87 этот показатель несколько выше: Детский сад 2006 год 2007 год 2008 год №87 6,5 4,2 6, ...