В результате имеющихся теоретических знаний мы приступили к реализации поставленных задач, чтобы доказать верность выдвинутой гипотезы. Для этого провели опытно-экспериментальную работу, которая проходила на базе ДОУ №56 «Ромашка» с дошкольниками подготовительной группы. Эту работа проводилась в период преддипломной практики.
После изучения и анализа различных источников по данной теме мы перешли к изучению диагностических методик, позволяющих исследовать у детей уровень нравственного развития.
Вся экспериментальная работа проходила в три этапа:
- констатирующий
- формирующий
- контрольный
Констатирующий эксперимент проходил с целью выявления уровня нравственного развития у детей подготовительной группы.
Для этого мы использовали диагностику нравственного развития И.Б. Дерманова. методика «Закончи историю».
Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).
Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.
Диагностика включала в себя четыре истории, которые ребятам надо было завершить. Выполняя эти задания, дети использовали свои знания о явлениях общественной жизни, а так же знания о нравственных нормах.
И, конечно же, мы опирались в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.
Для проведения диагностики взяли 20 детей, и провели ее с каждым ребенком индивидуально. Что увидели? Увидели, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания, не могли продолжить истории, ответы были односложными.
В результате проанализировав выполнение детьми заданий, выявили следующее, что из 20 диагностированных детей высоким уровнем обладают следующие:
Никита Е. – 11б.
Рома С. – 9б., у которых по результатам диагностики сформированы такие как щедрость, трудолюбие, правдивость, внимание к людям.
Большая часть детей показала средний уровень.
Никита К. – 8б
Альбина К. – 8б
Рома З. – 8б
Катя У. – 7б
Жанна М. - 7б
Рита П. – 7б
Саша П. - 7б
Влад С. - 7б
Миша В. – 6 б.
Даша А. – 6 б.
Игорь С. – 6 б.
Катя С. – 6 б.
У них по результатам диагностики сформированы все качества, но дети не могут объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Ребята понимаю, как хорошо поступать, а как плохо.
Низкий уровень.
Рита Ф. – 5б
Полина Б.- 5б
Андрей Б. – 5б
Полина Е. – 4б
Олег К. – 4б
Данил П. – 4б
У которых, по результатам диагностики сформированы некоторые качества. Ребята не проявляют эти качества в общении со сверстниками.
По результатам диагностики можно сказать, что у большинства детей не высокий уровень нравственного развития. Дети дают односложные ответы, не могут объяснить, как хорошо поступать, а как нет. На этапе формирующем этапе стоит обратить внимание на такие качества личности как забота, трудолюбие, правдивость, внимательность.
Следует отметить, что уровень эмоционально-нравственного развития зависит от характера накопленного социального опыта, от особенностей развития эмоциональной и нравственной сферы.
Получив данные констатирующего этапа, затем перешли к следующему этапу - формирующему.
Мы разработали перспективный план работы [Приложение №4]. А так же в процессе формирующего этапа организовали проверку выдвинутой гипотезы. Формирующий этап содержал десять сказок направленных на развитие таких качеств, как трудолюбие, правдивость, внимание к людям и забота. В день мы читали по одной сказке в соответствии с перспективным планом, занятия проводились со всей группой детей. Работали мы в кругу, что бы я могла отслеживать реакцию детей. По ходу чтения детям задавались вопросы и обращалось их внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества противоположные выбранным.
Новое в образовании:
Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который и ...
Выявление межпредметных связей и способы их реализации
Межпредметные связи широко используются в профессионально-технических училищах с целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. В то же время многие из учащихся, зачастую не умеют применять при решении творческих технических задач знания, полученные на уроках, что объясняется не раз ...
Учитель XXI века. Каким он должен быть
Нет другой профессии, о которой так много написано с древнейших эпох. Нет другого представителя человеческого общества, которого возвеличили все известные поэты, писатели, ученые, мыслители, рядовые граждане всех времен. Педагог, наставник, мугаллим, преподаватель… В каждой цивилизации, в каждом го ...