Организация опытно-практической работы по исследованию влияния сказки на развитие и воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Педагогика сегодня » Использование сказки как средства нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста » Организация опытно-практической работы по исследованию влияния сказки на развитие и воспитание нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

В результате имеющихся теоретических знаний мы приступили к реализации поставленных задач, чтобы доказать верность выдвинутой гипотезы. Для этого провели опытно-экспериментальную работу, которая проходила на базе ДОУ №56 «Ромашка» с дошкольниками подготовительной группы. Эту работа проводилась в период преддипломной практики.

После изучения и анализа различных источников по данной теме мы перешли к изучению диагностических методик, позволяющих исследовать у детей уровень нравственного развития.

Вся экспериментальная работа проходила в три этапа:

- констатирующий

- формирующий

- контрольный

Констатирующий эксперимент проходил с целью выявления уровня нравственного развития у детей подготовительной группы.

Для этого мы использовали диагностику нравственного развития И.Б. Дерманова. методика «Закончи историю».

Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость – лживость, внимание к людям - равнодушие).

Определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Диагностика включала в себя четыре истории, которые ребятам надо было завершить. Выполняя эти задания, дети использовали свои знания о явлениях общественной жизни, а так же знания о нравственных нормах.

И, конечно же, мы опирались в процессе диагностирования на наблюдения за детьми в повседневной жизни.

Для проведения диагностики взяли 20 детей, и провели ее с каждым ребенком индивидуально. Что увидели? Увидели, что многие дети затруднялись при выполнении предложенного задания, не могли продолжить истории, ответы были односложными.

В результате проанализировав выполнение детьми заданий, выявили следующее, что из 20 диагностированных детей высоким уровнем обладают следующие:

Никита Е. – 11б.

Рома С. – 9б., у которых по результатам диагностики сформированы такие как щедрость, трудолюбие, правдивость, внимание к людям.

Большая часть детей показала средний уровень.

Никита К. – 8б

Альбина К. – 8б

Рома З. – 8б

Катя У. – 7б

Жанна М. - 7б

Рита П. – 7б

Саша П. - 7б

Влад С. - 7б

Миша В. – 6 б.

Даша А. – 6 б.

Игорь С. – 6 б.

Катя С. – 6 б.

У них по результатам диагностики сформированы все качества, но дети не могут объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе. Ребята понимаю, как хорошо поступать, а как плохо.

Низкий уровень.

Рита Ф. – 5б

Полина Б.- 5б

Андрей Б. – 5б

Полина Е. – 4б

Олег К. – 4б

Данил П. – 4б

У которых, по результатам диагностики сформированы некоторые качества. Ребята не проявляют эти качества в общении со сверстниками.

По результатам диагностики можно сказать, что у большинства детей не высокий уровень нравственного развития. Дети дают односложные ответы, не могут объяснить, как хорошо поступать, а как нет. На этапе формирующем этапе стоит обратить внимание на такие качества личности как забота, трудолюбие, правдивость, внимательность.

Следует отметить, что уровень эмоционально-нравственного развития зависит от характера накопленного социального опыта, от особенностей развития эмоциональной и нравственной сферы.

Получив данные констатирующего этапа, затем перешли к следующему этапу - формирующему.

Мы разработали перспективный план работы [Приложение №4]. А так же в процессе формирующего этапа организовали проверку выдвинутой гипотезы. Формирующий этап содержал десять сказок направленных на развитие таких качеств, как трудолюбие, правдивость, внимание к людям и забота. В день мы читали по одной сказке в соответствии с перспективным планом, занятия проводились со всей группой детей. Работали мы в кругу, что бы я могла отслеживать реакцию детей. По ходу чтения детям задавались вопросы и обращалось их внимание на те ситуации, в которых как раз и проявлялись качества противоположные выбранным.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Структура биологических знаний
Биология (греч.bios ,— жизнь, logos— учение, наука) — наука о живой природе. Термин "биология" впервые был предложен в 1802 г. французским натуралистом Ж. Б. Ламарком и независимо от него немецким ботаником Г.Р. Тревиранусом . Биология – наука о жизни, ее формах и закономерностях развития ...

Принцип наглядности
В процессе познания окружающей действительности (то же и в процессе учения) участвуют все органы чувств человека. Поэтому принцип наглядности выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Если человек получает инфор ...

Образование как система и как педагогический процесс
Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федер ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru