Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве

Педагогика сегодня » Индивидуальный стиль работы классного руководителя » Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве

Страница 1

Индивидуальный стиль в классном руководстве понимается как целостная система операций педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и свойствами различных уровней индивидуальности педагога.

Система операций индивидуального стиля классного руководства зависит от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Причем между операциями педагогического общения и разноуровневыми индивидуальными свойствами существует многозначная зависимость.

В индивидуальном стиле классного руководства между операциями, зависящими от одних и тех же свойств индивидуальности, имеются статистически значимые связи, что и обусловливает целостность системы операций.

Системе операций индивидуального стиля классного руководства свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что достижение одной и той же педагогической цели, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с помощью различных операций педагогического общения.

Системе операций индивидуального стиля классного руководства присущи компенсаторные функции.

По данным ряда исследований, характер межличностного общения в значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Так, экстраверсия оказывает влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях нежелательного поведения учащихся и при определенных условиях может способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может влиять на тон общения учителя с учащимися, дистанцию в общении, скорость эмоционального реагирования на те или иные действия и поступки учащихся.

Вместе с тем среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности классного руководителя. В исследованиях Н. В. Кузьминой и А. И. Щербакова убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой.

Кроме того, исследования показывают, что высокая экстрапунитивность классных руководителей в социальных фрустрирующих ситуациях может оказывать отрицательное влияние на отдельные компоненты педагогической деятельности.

На основе приведенных данных можно выделить следующие профессионально значимые свойства темперамента и личности для классного руководителя:

1) экстраверсия — интроверсия;

2) эмоциональная возбудимость;

3) экстрапунитивность при фрустрации;

4) доминирование;

5) экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность);

6) педагогические установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися.

Индивидуальный стиль классного руководства формируется на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных операций. Выбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами индивидуальности педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, наступает противоположное состояние эмоционального дискомфорта. Таким образом, эмоциональное состояние управляет процессом выбора. В связи с этим помощь в формировании индивидуального стиля педагогического общения должна быть направлена главным образом на организацию самопознания и профессионального самовоспитания учителя.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Проблема адаптации в современной социально-педагогической и психологической литературе
Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем н ...

Цели и задачи гражданского воспитания
Цель гражданского образования состоит во всемерном содействии социализации личности, формированию ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране. Такая работа становится возможной, если учитель и воспитатель выбирают новые ориентиры в своей работе и реализуют образовательны ...

Использование компьютера на уроках рисования
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: о тестирования учащихся, учета их личностных особенностей до игры. Компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, т.е. возможны два вида направления компьютеризации обучения: изучение информатики ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru