Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве

Педагогика сегодня » Индивидуальный стиль работы классного руководителя » Варианты подходов к формированию индивидуального стиля в классном руководстве

Страница 1

Индивидуальный стиль в классном руководстве понимается как целостная система операций педагогического общения, обеспечивающая эффективное взаимодействие учителя с учащимися и определяемая целями, задачами педагогической деятельности и свойствами различных уровней индивидуальности педагога.

Система операций индивидуального стиля классного руководства зависит от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Причем между операциями педагогического общения и разноуровневыми индивидуальными свойствами существует многозначная зависимость.

В индивидуальном стиле классного руководства между операциями, зависящими от одних и тех же свойств индивидуальности, имеются статистически значимые связи, что и обусловливает целостность системы операций.

Системе операций индивидуального стиля классного руководства свойственна широкая зона неопределенности. Это значит, что достижение одной и той же педагогической цели, создание одних и тех же межличностных отношений возможно с помощью различных операций педагогического общения.

Системе операций индивидуального стиля классного руководства присущи компенсаторные функции.

По данным ряда исследований, характер межличностного общения в значительной мере обусловлен свойствами темперамента субъекта. Так, экстраверсия оказывает влияние на инициативность в общении, широту и легкость установления социальных контактов; экстрапунитивность при фрустрации провоцирует возникновение внешне выраженной раздражительности, несдержанности педагога в ситуациях нежелательного поведения учащихся и при определенных условиях может способствовать применению им неадекватных способов общения; эмоциональная возбудимость может влиять на тон общения учителя с учащимися, дистанцию в общении, скорость эмоционального реагирования на те или иные действия и поступки учащихся.

Вместе с тем среди многообразных факторов успешности педагогической деятельности важная роль принадлежит свойствам личности классного руководителя. В исследованиях Н. В. Кузьминой и А. И. Щербакова убедительно обоснована необходимость высокого уровня педагогической направленности для успешного осуществления профессионально-педагогической деятельности. Установлено также, что положительное отношение учителя к учащимся благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения с учениками. И наоборот, проявление авторитарно-доминирующих тенденций педагога затрудняет общение учителя с учащимися и общение учащихся между собой.

Кроме того, исследования показывают, что высокая экстрапунитивность классных руководителей в социальных фрустрирующих ситуациях может оказывать отрицательное влияние на отдельные компоненты педагогической деятельности.

На основе приведенных данных можно выделить следующие профессионально значимые свойства темперамента и личности для классного руководителя:

1) экстраверсия — интроверсия;

2) эмоциональная возбудимость;

3) экстрапунитивность при фрустрации;

4) доминирование;

5) экстрапунитивность в социальных фрустрирующих ситуациях (социальная экстрапунитивность);

6) педагогические установки относительно взаимоотношений учителя с учащимися.

Индивидуальный стиль классного руководства формируется на основе самостоятельного выбора учителем коммуникативных операций. Выбор, сделанный в соответствии с требованиями деятельности и свойствами индивидуальности педагога, вызывает у него эмоциональное состояние удовлетворенности, и, наоборот, если он противоречит индивидуальным свойствам, наступает противоположное состояние эмоционального дискомфорта. Таким образом, эмоциональное состояние управляет процессом выбора. В связи с этим помощь в формировании индивидуального стиля педагогического общения должна быть направлена главным образом на организацию самопознания и профессионального самовоспитания учителя.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Типология образовательных сред Януша Корчака
Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. Различают образовательные среды естественные и искусственные, предметные и информационно-динамические, адаптивные и т.п. Существуют различные основания, для типологизации образовательных сред: - по стилю взаимодействия внутри среды (кон ...

Рекомендации по использованию информационных технологий в обучении младших школьников с нарушением слуха
На основании проведенной нами экспериментальной работы была составлена программа развития познавательной сферы у глухих учащихся младших классов при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе в ходе учебной деятельности. При реализации программы были отобраны и апроб ...

Гуси-лебеди. Русская народная сказка
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собравшись раз отец с матерью в город и говорят Маше: — Ну, дочка, будь умница: никуда не ходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезем. Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном и убежала на ул ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru