Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Концептуальные основы формирования компетенций и становления технологической компетентности

Страница 2

Действия, направленные на повышение эффективности процесса формирования компетенций, являются тем субъективным фактором, который не может не корректироваться объективными факторами реального педагогического процесса. С другой стороны, именно эти действия способствуют созданию условий, которые обеспечивают результативность компетентностного подхода и процессу обучения на данном отрезке времени.

Проведенный анализ существующих исследований личностно-ориентированного обучения и информационно-синергетического механизма развития педагогических взаимодействий свидетельствует о достаточной разработанности данной проблемы при решении педагогических и методических задач. Однако проблема проектирования и использования личностно-ориентированной технологии обучения в качестве средства формирования профессиональных компетенций и технологической компетентности студентов является недостаточно исследованной. Автором сделана попытка спроектировать и сформировать личностно-ориентированную систему формирования технологической компетентности будущего учителя, которая позволяет обеспечить глубокое и творческое усвоение теоретических технологических знаний, практических навыков и способов деятельности, сформировать основы индивидуального стиля будущей профессиональной деятельности и интеллектуального потенциала учителя на основе развитых профессиональных компетенций и технологической компетентности.

Общие тенденции разработки эффективных подходов к формированию компетенций будущих учителей заключались в следующем:

– доступность;

– учет индивидуальных возможностей и интересов студентов;

– повышение меры самостоятельности;

– формирование у будущих учителей конкретных профессионально значимых умений и навыков, развитие качеств личности учителя, в т. ч. мотивации, за счет чего происходит становление компетенций;

– расширение содержания технологического образования специалистов;

– формирование технологической компетентности и готовности будущих учителей работать в новом технологическом пространстве.

Системный анализ процесса формирования и развития технологической компетентности включал в себя:

– предметный анализ (элементный и структурный аспекты);

– функциональный анализ («внутренние» и «внешние» аспекты);

– исторический анализ (генетический и прогностический аспекты).

Смысл построенной нами дидактической системы заключался в упорядочении соотношения цели, содержания и процессуальной стороны формирования и развития технологической компетентности будущего учителя.

При проектировании этой системы мы опирались на основы теории педагогических систем, разработанных В. П. Беспалько, Ф. Ф. Королевым, Н. В. Кузьминой, О. П. Околеловым. Согласование компонентов системы позволило создавать специальные условия для целенаправленного формирования технологической компетентности будущего учителя.

Система непрерывного формирования и развития технологической компетентности проектировалась на основе следующих положений:

1) способствовать становлению субъектной позиции личности студента в учебном процессе (субъектности, рефлексивности);

2) совершенствовать организацию содержания профессиональной подготовки (системности, фундаментализации, интеграции);

3) оптимизировать организацию этого процесса.

В процессе работы потребовалось выделить основные параметры системы и ее компонентов: целевого, содержательного и процессуального.

Целевой компонент является системообразующим и позволяет рассматривать формирование технологической компетентности будущего учителя как развитие его личностных структур. Из этого следовала организация процесса формирования технологической компетентности учителя как внутренне обусловленного и находящегося в постоянном развитии. В процессе формирования и развития профессиональных компетенций будущего учителя технологии выделялись стратегические, тактические и оперативные цели:

1. Стратегическая цель предполагала влияние процесса формирования профессиональных компетенций на развитие личности учителя в единстве всех ее сторон. В зависимости от этапа развития профессионально-личностных качеств учителя видоизменялись тактические цели и внимание концентрировалось на том или ином качестве. Это влияло на особенности организации учебно-воспитательного процесса в целях формирования компетенций. Тактические цели реализовывались в задачах отдельных дисциплин и заданиях для студентов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое в образовании:

Факторы, обуславливающие успешность аудирования
Успешность аудирования зависит как от самого слушающего (от степени развитости речевого слуха, памяти, от наличия у него внимания, интереса и т.д.), так и от условий восприятия (темпоральной характеристики, количества и формы предъявлений, продолжительности звучания), а также от лингвистических осо ...

Роль методов осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения в нравственном воспитании учащихся
Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в разных классах это может быть рассказ учителя, этическая б ...

Детские сады
Дошкольное образование во Франции осуществляется в «материнских школах» или в « классах матерей», организованных при начальных школах. «Материнскими школами» французы называют детские сады. Посещение детского сада не обязательно, но большинство детей с 2 до 6 посещают «материнские школы». Детей в д ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru