Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов

Педагогика сегодня » Межпредметные связи на уроках географии во вспомогательной школе » Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов

Страница 1

Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся вспомогательной школы познавательные возможности, совершенствуем психические функции. Исследованиями установлено, что "овладение словесной системой перестраивает все основные психические процессы у ребенка и что слово оказывается, таким образом, мощным фактором, формирующим психическую деятельность, совершенствующим отражение действительности и создающим новые формы внимания, памяти и воображения, мышления и действия".

От того, насколько будет сформирована речь умственно отсталых детей, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития учащихся.

Полноценная речь ребенка - это также средство повышения уровня коммуникабельности, путь к развитию его как личности, а в конечном итоге - способ достижения лучшей социальной адаптации. Являясь средством планирования и регуляции человеческой деятельности, речь влияет и на формирование поведения ребенка, способствует более совершенному овладению профессионально-трудовыми навыками, что также в значительной степени улучшает его жизненные успехи. Задачи работы по развитию речи учащихся вспомогательной шкоды на уроках географии сводятся к следующему:

1. развитие географической речи ;

2. уточнение, обогащение и активизация словарного запаса ;

3. развитие умения грамматически правильно оформлять предложения ;

4. коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи;

5. выработка умения связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.

Устранение недостатков произношения и становление произносительных навыков - важнейшая задача начальных лет обучения. Значимость ее определяется зависимостью развития всех других сторон речи от правильно сформированных фонетических навыков.

Все задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Это обусловлена тем, что каждая единица языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), вне зависимости от ее иерархического уровня, реализуется, прежде всего, в процессе коммуникации. Отсюда обучение произносительным навыкам неразрывно связано с развитием словаря ребенка. Слово в свою очередь может быть усвоено только тогда, когда оно выступает в сочетании с другими словами, используется в разных формах и контекстах. Построение предложения хотя и подчиняется внутренним грамматическим законам, зависит также от контекста, в котором оно находится. Рядом стоящие предложения определяют в нем порядок слов, их выбор, форму и т.д. Таким образом, предложение, как языковая единица, усваивается полноценно только при выполнении им определенных коммуникативных целей.

Наряду с развитием различных сторон речи учеников вспомогательной школы решаются задачи коррекции недостатков их речевого развития. Работая над четкостью артикуляции, орфоэпически правильным произношением, интонацией, учитель, особенно в младших классах, занят также закреплением звуков, поставленных логопедом, но не введенных в речь. (Этот этап является наиболее сложным в работе с умственно отсталыми детьми и требует совместных усилий логопеда и учителя.)

Работа по коррекции недостатков словарного запаса проводится в плане обогащения словаря и его уточнения» Школьники учатся адекватно и более точно употреблять имеющиеся в их запасе слова, включать в контекст вновь усвоенные.

Для сохранения в памяти учащихся последовательности развития событий используются смысловые вехи :серия картин, собранный наглядный материал, расположенный в порядке прохождения экскурсий, опорные слова, план и т.д.

Результативность решения задач развития речи учащихся зависит от определенных условий, которые влияют на осуществление речевой коммуникации вне зависимости от того, протекает она в устной или письменной форме, в присутствии собеседника или без него. Основными из них являются содержание высказывания и потребность говорить. При отсутствии этих условий, т. е. тогда, когда ребенку не о чем говорить или он не испытывает желания выразить свои мысли и чувства, формирование речи становится фактически невозможным. " .Основной причиной речевой замкнутости учащихся вспомогательной школы является чрезвычайная бедность именно внутренних ресурсов речи. Недаром на этот счет существует весьма меткое замечание: умственно отсталый не говорит не потому, что он вообще не умеет говорить, а потому, что ему нечего сказать".

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома. Поезд Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы. Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушк ...

Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...

Декоративный натюрморт
декоративность натюрморт обучение учащийся Декоративный натюрморт, как и декоративная живопись в целом – это творческий переход от натуры к решению композиции и воплощению ее в различных материалах. В работе над декоративным натюрмортом можно научиться средствами цвета, ритма объединять разные пред ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru