Особенности развития речи детей раннего возраста

Страница 1

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и познавательное развитие. Вспомним, что дети овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года- 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Было бы ошибочно предполагать, что все это приходит спонтанно, само собой. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, которое способствует формированию речи и мышления.

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучании, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь, таким образом, установить контакт со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные слоги, различные звукосочетания. В 2-3 мес. появляется гуление, а в 3-4 мес.- лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые действия.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие – в гг. 2 мес., а некоторые еще позднее.

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют его родном языке, а некоторые из них невозможно даже воспроизвести.

Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит с ним доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.

К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к,г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его дальнейшего развития.

Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.

На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии определенной ситуации эту функцию выполняет словопредложение (например, «Би-Би»).

Со второй половины второго года ребенок чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а 1г. 10 мес. употребляет двух-, четырехсловные предложения.

Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.

На втором году жизни дети начинают более четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо «дай», «сянки» вместо «санки»).

Для двухлетнего ребенка в полнее закономерным несовершенство произносительной стороны речи неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов.

Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Однако способность к различении. И обобщению в этот период постоянно совершенствуется. Независимо от цвета, формы величины дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. (Чашка- это посуда. Из чашки пьют.)

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...

Использование декоративной лепки в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положитель ...

Средства презентации лексики
В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой, в частности способы раскрытия значений ЛЕ. Однако наблюдения за педагогическим процессом обучения ИЯ показал, что проблемы в формировании лексических навыков, необходимых для говорения все же существуют. В в ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru