Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Особый интерес вызывает интеллектуальное и познавательное развитие. Вспомним, что дети овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года- 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов, их количество и т.д. Было бы ошибочно предполагать, что все это приходит спонтанно, само собой. Чтобы ребенок развивался, необходимо общение со взрослым, которое способствует формированию речи и мышления.
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является регулятором деятельности организма. Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят от состояния слуха. Если ребенок не слышит, то речь без специального обучения развиваться не может. Слыша речь окружающих, малыш начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучании, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь, таким образом, установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные слоги, различные звукосочетания. В 2-3 мес. появляется гуление, а в 3-4 мес.- лепет. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого – произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.
Активному произнесению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые действия.
Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говорить в 8-9 мес., другие – в гг. 2 мес., а некоторые еще позднее.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, нечетки, порою они даже отсутствуют его родном языке, а некоторые из них невозможно даже воспроизвести.
Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит с ним доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.
К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к,г, причем одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие- меньше и менее отчетливо. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его дальнейшего развития.
Итак, первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью.
На втором году жизни резко возрастает способность ребенка к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь.
До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. При наличии определенной ситуации эту функцию выполняет словопредложение (например, «Би-Би»).
Со второй половины второго года ребенок чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями («Мама, би-би»), а 1г. 10 мес. употребляет двух-, четырехсловные предложения.
Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.
К двум годам некоторые дети осваивают некоторые грамматические категории: согласование существительного с глаголом, изменение существительных по падежам. Большинство фраз, произносимых ребенком, построены неправильно, не всегда доступны пониманию слушателя.
На втором году жизни дети начинают более четко произносить гласные звуки: а, у, и, о, но звуки ы, э заменяют звуками и, е. Ряд твердых согласных заменяют мягкими. В основном это относится к переднеязычным звукам т, д, с, з («дяй» вместо «дай», «сянки» вместо «санки»).
Для двухлетнего ребенка в полнее закономерным несовершенство произносительной стороны речи неправильное произношение большинства звуков родного языка, смягчение отдельных согласных, нечеткое произношение слов.
Речь детей под направлением взрослого быстро совершенствуется. С ее развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребенком предметов и явлений. Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи. Однако способность к различении. И обобщению в этот период постоянно совершенствуется. Независимо от цвета, формы величины дети узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. (Чашка- это посуда. Из чашки пьют.)
Новое в образовании:
Сущность
понятий «нравственное воспитание» и «нравственные ценности»
Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/– мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории, они воспроизводятся силой привычки мас ...
Русские народные традиции и нравственно патриотическое воспитание
дошкольника
Для написания этого подраздела, был использован личный опыт работы в деском саду №8 “Светлячок”, находящийся в городе Егорьевске Московской области. Как уже говорилось в введении, что для написания этого подраздела были использованы личные записи ежедневного блокнота, который я вела во время работы ...
Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных
учреждениях
В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. Концепция дошкольного воспитания излаг ...