Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Разработка и применение специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры младших школьников в процессе обучения информатике

Страница 1

Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. У детей начинает формироваться осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно включается в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, формулировать умозаключения.

Решение логических задач, головоломок является наиболее эффективным способом развития мышления. Известно, что именно мышление наиболее бурно развивается в младшем школьном возрасте. Следовательно, первоочередной целью мы должны поставить развитие мышления, а именно — развитие логических приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

В данном параграфе мы рассмотрим упражнения, направленные на формирование этих операций. Приведенные ниже задания условно можно разделить на следующие группы:

1. Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:

1.1. Соединение элементов в единое целое:

Какое пёрышко упало?

Какой кусочек выпал из вазы?

1.2 Поиск различных признаков предмета:

1.3 Узнавание или составление объекта по заданным признакам:

Продолжи последовательность.

а)

1.4 Составь задачу по краткой записи и реши её:

Скорость

Время

Расстояние

I м.

4 км/ч

?

}

Одинаковое

?

}

На 2 км больше

II м.

5 км/ч

?

?

Собака

8 км/ч

?

?

Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.

Объединение нескольких предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств.

Возьмем несколько предметов. Например: красный мяч, красную ленту и красный помидор. Эти предметы можно объединить по одному общему для них признаку – цвету. Все они красные. Из предложенных предметов два (мяч и помидор) можно объединить в другую группу - по форме. Оба эти предмета круглые.

Часто предметы, объединенные в одно множество, можно назвать каким-то общим словом (понятием). Например: чашка, стакан и тарелка имеют общее свойство. Они предназначены для еды и питья. Объединить их можно одним понятием – посуда;

Постановка различных заданий к данному объекту.

Как с помощью имеющихся сосудов емкостью 8 литров и 5 литров отлить из молочной цистерны 7 литров молока? Решение:

цистерна

А (5 литров)

В (8 литров)

 

5

0

 

0

5

 

5

5

 

2

8

8

2

0

 

0

2

 

5

2

 

0

7

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Личность
Представители всех существующих наук понимают личность по разному. Но тем не менее категория “личность” относится к числу базовых понятий. В содержание понятия “личность” включает устойчивые свойства человека, которые определяют значимые в отношении других людей поступки. Каждый человек, как биолог ...

Сущность творческой деятельности учащихся профессионально-технических училищ
Решение педагогических проблем развития творчества немыслимо без учета закономерностей формирования творческого мышления и на их основе разработки методики, содержания и оптимальных путей обучения творчеству. В качестве главного критерия творчества зачастую выдвигается только результат деятельности ...

Воспитательно-образовательные возможности коллективной деятельности учащихся на уроках оригами
оригами школа фигурка бумага педагогический Коллективная деятельность на уроках оригами - ещё одна оборотная сторона медали, которую трудно недооценить. На уроках технологии такая деятельность перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает больш ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru