Младшие школьники в результате обучения в школе, когда необходимо регулярно выполнять задания в обязательном порядке, учатся управлять своим мышлением, думать тогда, когда надо. Во многом формированию такого произвольного, управляемого мышления способствуют задания учителя на уроке, побуждающие детей к размышлению. У детей начинает формироваться осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются различные варианты решения, учитель постоянно просит школьников обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своего суждения. Младший школьник регулярно включается в систему, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, формулировать умозаключения.
Решение логических задач, головоломок является наиболее эффективным способом развития мышления. Известно, что именно мышление наиболее бурно развивается в младшем школьном возрасте. Следовательно, первоочередной целью мы должны поставить развитие мышления, а именно — развитие логических приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
В данном параграфе мы рассмотрим упражнения, направленные на формирование этих операций. Приведенные ниже задания условно можно разделить на следующие группы:
1. Задания, направленные на развитие анализа и синтеза:
1.1. Соединение элементов в единое целое:
Какое пёрышко упало?
Какой кусочек выпал из вазы?
1.2 Поиск различных признаков предмета:
1.3 Узнавание или составление объекта по заданным признакам:
Продолжи последовательность.
а)
1.4 Составь задачу по краткой записи и реши её:
Скорость |
Время |
Расстояние | |||||
I м. |
4 км/ч |
? |
} |
Одинаковое |
? |
} |
На 2 км больше |
II м. |
5 км/ч |
? |
? | ||||
Собака |
8 км/ч |
? |
? |
Рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий.
Объединение нескольких предметов в одно множество на основе общих признаков или свойств.
Возьмем несколько предметов. Например: красный мяч, красную ленту и красный помидор. Эти предметы можно объединить по одному общему для них признаку – цвету. Все они красные. Из предложенных предметов два (мяч и помидор) можно объединить в другую группу - по форме. Оба эти предмета круглые.
Часто предметы, объединенные в одно множество, можно назвать каким-то общим словом (понятием). Например: чашка, стакан и тарелка имеют общее свойство. Они предназначены для еды и питья. Объединить их можно одним понятием – посуда;
Постановка различных заданий к данному объекту.
Как с помощью имеющихся сосудов емкостью 8 литров и 5 литров отлить из молочной цистерны 7 литров молока? Решение:
цистерна |
А (5 литров) |
В (8 литров) |
5 |
0 | |
0 |
5 | |
5 |
5 | |
2 |
8 | |
8 |
2 |
0 |
0 |
2 | |
5 |
2 | |
0 |
7 |
Новое в образовании:
Опытно-экспериментальная работа
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута. Цель урок ...
Причины первичных речевых нарушений. Характеристика
речи
Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точ ...
Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению
речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...