Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики

Необходимым условием качественного обновления нашего общества является умножение его интеллектуального потенциала. Решение этой задачи во многом зависит от общеобразовательной школы как базового звена системы непрерывного образования.

В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые прежде всего при обучении математике и информатике. Сами объекты логических умозаключений и принятые в информатике правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, формулировать четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению.

Одним из способов поддержания интереса к предмету, формированию творческих способностей, развитию познавательной деятельности учащихся, способности обобщать материал, глубже понять роль информатики в жизни является дидактическая игра. Дидактическая игра повышает интерес к учебным знаниям в целом и к тем проблемам, которые моделируются с помощью игры. Данная особенность игры позволяет снимать «учебную усталость», которая появляется у большинства школьников в процессе изучения того или иного предмета, в частности и информатики, ведь, несмотря на актуальность основной части учебных тем, преподавателю требуются специальные усилия, чтобы удерживать внимание класса, стимулировать интерес к сути рассматриваемых вопросов.

Игра, обладая широким спектром специальных игровых методических приемов, и самой атмосферой игры, помогает поддерживать внимание, что, в конечном счете, ведет к более глубокому и прочному пониманию изученных понятий. Следовательно, игра позволяет сменить пассивную позицию ребенка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности школьников, что дает им возможность получать и усваивать большее количество информации.

Следующим важным средством обучения являются задачи. К сожалению, в настоящее время в школе мало используются занимательные задачи – реальные или вымышленные ситуации, включающие набор исходных данных, применяя которые следует ответить на вопрос, поставленный в условии. В процессе решения само реализуемое действие совершается необычным, нетрадиционным способом, положительно влияющим на эмоциональный настрой аудитории.

Психолого-педагогическими исследованиями отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Шардакова, Л.С. Выготского, Л.С. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдова, И. Ломпшер, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, и др.) доказано, что основные логические умения на элементарном уровне можно сформировать у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.

Методические исследования по логической подготовке в начальной школе направлены преимущественно на решение частных задач, не учитывая тех изменений в иерархии целей обучения, которые произошли в последние годы, а именно того, что интеллектуальное развитие учащихся стало приоритетной целью среднего образования.

Актуальность и целесообразность предпринятого нами исследования определяется целесообразностью формирования общелогических умений в процессе решения логических заданий и задач в обучении информатике и недостаточной разработанностью соответствующей методики для начальной школы. Отсюда вытекает проблема исследования: разработать методику формирования у учащихся первоначальных логических умений на основе содержания современного начального курса информатики.

Цель исследования заключается в разработке системы специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры мышления младших школьников при обучении информатике.

Объектом нашего исследования является процесс обучения информатике в начальных классах, а его предметом - формирование логической культуры мышления младших школьников на основе решения логических задач в процессе обучения информатике учащихся 1-4 классов.

Проблема исследования потребовала решения следующих задач:

1) выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для формирования логического мышления у младших школьников;

2) разработать требования к уровням сформированности логической культуры мышления учащихся по окончанию ими начальной школы;

3) разработать содержание и структуру логических заданий и задач для младших школьников при обучении информатике;

4) проверить экспериментально принципиальную реализуемость и эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:

– изучение и анализ специальной литературы по логике, информатике, психологии, педагогике, методике преподавания информатики в свете сформулированной проблемы исследования;

– анализ школьных программ и учебных пособий по информатике для начальной школы.

Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, наблюдения за ходом уроков, анкетирования и интервьюирования учителей экспериментальных классов.

Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.

Научная новизна исследования состоит в том, что предложен новый эффективный подход к организации логической подготовки младших школьников в процессе обучения информатике, обеспечивающий базу для их интеллектуального развития и успешного обучения в средней школе. Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

– обоснованы целесообразность и возможность организации систематической работы по формированию логической культуры мышления младших школьников в процессе обучения информатике;

– сформулированы общие методические принципы реализации логической подготовки младших школьников при обучении информатике;

– разработаны и научно обоснованы содержание и структура системы по формированию логической культуры мышления у учащихся начальной школы при обучении информатике;

– разработаны итоговые требования к логической подготовке учащихся начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для усовершенствования методики преподавания информатики в начальной школе, при подготовке студентов педагогических факультетов, слушателей курсов повышения квалификации.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе работы раскрываются теоретические основы понятия «логическая культура мышления»; рассматриваются особенности формирования логической культуры мышления младших школьников. Во второй главе работы приводится анализ существующих методик преподавания информатики в начальных классах; обосновываются требования к составлению логических заданий и задач для младших школьников и описывается дидактическая модель формирования логической культуры мышления младших школьников на основе решения логических заданий и задач. Третья глава работы посвящена описанию проведенных экспериментов и анализу его результатов.


Новое в образовании:

Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...

Формы организации внеаудиторной творческой деятельности учащихся
Для органического соединения процесса формирования знаний, умений и навыков с процессом развития у учащихся способностей к техническому творчеству необходима разработка таких организационных форм, которые бы содействовали усвоению профессиональных знаний, умений и навыков в результате решения творч ...

Психофизиологические механизмы аудирования и понимания как центральное звено восприятия речи на слух
Под аудированием понимается это восприятие и понимание речи на слух. Психологической основой понимания являются процессы восприятия, узнавания языковых образов, понимание их значений, процессы антиципации (угадывания) и осмысления информации, процессы группировки сведений, их обобщение, удержание и ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru