Организация и анализ результатов констатирующего эксперимента

Страница 1

Планирование экспериментальной части данного исследования осуществлялось с учётом основных требований к логике и организации педагогического эксперимента: определили цель, гипотезу, задачи, методы эксперимента и т.д. Перейдём к их конкретному описанию.

Целью экспериментальной части исследования явилось доказательство экспериментальным путем эффективности разработанной модели формирования логической культуры младших школьников при изучении информатики.

В начале эксперимента была выдвинута и сформулирована следующая гипотеза:

Если разработанная дидактическая модель является эффективной в решении задач формирования логической культуры младших школьников, то в результате проведения дидактического эксперимента должны произойти существенные сдвиги у учащихся экспериментальных классов в их логическом мышлении. Эти сдвиги должны проявиться в умении учащихся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно, безошибочно и в более короткое время выполнять основные логические действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста: выделять и называть признаки предмета; сравнивать предметы по признакам, находить сходства и различия этих предметов; подбирать обобщающее (родовое) понятие; выделять в определении родовое понятие и видовое отличие объектов; определять ближайший род; строить самостоятельно определение понятий; делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частного случая; находить следствия из заданных посылок.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы эксперимента необходимо было решить следующие задачи:

– создать базу для проведения эксперимента;

– отобрать соответствующее содержание знаний и логических умений по информатике, материалы и задания, необходимые для проведения констатирующего и формирующего эксперимента;

– разработать диагностические методики, позволяющие определить уровень сформированности логической культуры мышления у младших школьников в начале эксперимента и в завершающей части эксперимента;

– разработать критерии измерения уровня сформированности логической культуры у учащихся;

– организовать экспериментальную работу и провести в начале этой работы констатирующий эксперимент, позволяющий определить уровень сформированности логической культуры у школьников контрольной и экспериментальной группы;

– провести формирующий эксперимент по формированию логической культуры у младших школьников и описать ход этого эксперимента, дать научный анализ результатов этого эксперимента;

– провести контрольный эксперимент с целью выявления сдвигов, различий в развитии логической культуры в контрольной и экспериментальной группе;

– провести качественный и количественный анализ результатов эксперимента с целью доказательства достоверности выдвинутой гипотезы экспериментальной части исследования.

На первом этапе, при подготовке эксперимента:

1) отбирались соответствующие темы, которые являются наиболее эффективными для формирования логической культуры учащихся;

2) выявлялись возможности разделов и тем для формирования логической культуры;

3) были вычленены логические методы, способы, действия, которые могут применяться и отрабатываться в процессе преподавания этих разделов и тем;

4) подбирались варианты компьютерных программ;

5) разрабатывались наглядные пособия, схемы, таблицы, необходимые для ознакомления школьников с элементарными логическими знаниями, раскрытия основных понятий, форм, методов логического мышления;

6) разрабатывалась система логических задач для формирования логической культуры младших школьников.

В процессе решения второй задачи на основе изучения психологической литературы были подобраны соответствующие методики для диагностирования уровня логической культуры школьников и логические задачи и упражнения.

Третья задача заключалась в разработке критериев оценивания уровня логической культуры.

В качестве критериев измерения уровня логической культуры были приняты качественные показатели сформированности у учащихся контрольной и экспериментальной группы основных логических умений, которые применялись в процессе формирующего эксперимента. Это показатели сформированности у учащихся следующие: умения делать обобщения на основе анализа и синтеза фактического материала, умения классифицировать объекты на основе выделения родового признака, умения строить индуктивные выводы, объяснять сущность изучаемых явлений, исправлять допущенные логические ошибки. Качественными критериями на основе которых мы определяли уровень сформированности этих умений были следующие:

1) сформированность умения анализировать, синтезировать и делать обобщения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Учение о фонеме
В отечественной фонологии выделяют два направления: Московскую фонологическую школу (МФШ) и Санкт - Петербургскую фонологическую школу (С -ПФШ) академика Л.В. Щербы. Различия двух отечественных фонологических школ определяются по их отношению к двум вопросам фонологии: 1) как вычленяются фонемы в к ...

Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...

Разработка методических рекомендаций по изучению отдельных тем начального курса физической географии
Межпредметные связи немало способствуют повышению" научного уровня обучения географии. Причем география обладает большими возможностями применения таких связей благодаря своему межцикловому положению. Использование межпредметных связей приобретает актуальное значение в условиях работы по усове ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru