Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов

Страница 1

На втором этапе экспериментального исследования проводился формирующий эксперимент по специально отобранной теме «Информация», направленный на формирование логической культуры младших школьников.

Формирующий эксперимент по проверке и доказательству эффективности разработанной системы по формированию логической культуры учащихся начальных классов, осуществлявшийся в 3 «Б» классе средней общеобразовательной школы № 10 г. Нефтеюганска, заключался в том, что, во-первых мы регулярно обогащали учебный материал по информатике элементами, которые раскрывали сущность, возможности и умелое использование в практической деятельности логических методов. Во-вторых, мы отбирали и использовали в учебном процессе логические задачи и задания, решение которых позволило бы учащимся овладеть основами логико-понятийного аппарата.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволил сделать следующий вывод: учащиеся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно и безошибочно выполняют основные логические действия и операции; которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста. Овладение учащимися знаниями о законах и методах формальной логики и логикой теоретического мышления, а также обучение подростков логическим процедурам и умению выявлять логические ошибки создаёт благоприятные дидактические условия для формирования высокого уровня логической культуры.

В контрольном эксперименте были выявлены существенные сдвиги и различия в уровнях сформированности логической культуры учащихся в контрольной и экспериментальной группе. В ходе итогового эксперимента мы использовали тестовые задания аналогичные тем, которые применялись в ходе начального диагностирующего и формирующего экспериментов.

Уровень сформированности логических умений младших школьников на конец эксперимента приведен в таблице 4.

Таблица 4

Уровень сформированности логической культуры у учащихся в контрольной и экспериментальной группах

Уровни логической культуры

Экспериментальная группа

3 «Б»

Контрольная группа

3 «А»

кол-во уч.

%

кол-во уч

%

Всего

Высокий (3,1-4,0 б.)

Средний (2,1-3,0 б.)

Низкий (1,1-2,0 б.)

23

14

9

-

100

60,8

39,2

-

22

5

15

2

100

22,7

68,3

9

Как видно из таблицы 4 в экспериментальной группе уровень логического мышления значительно поднялся: низкий результат не показал никто, высокий уровень поднялся с 4,3% до 60,8% (улучшение составляет 56,5%). В контрольной группе высокий уровень поднялся с 4,5% до 22,7% (улучшение на 18,2%).

Графически изменения уровней сформированности логических умений учащихся на конец эксперимента представлены на рисунке 5.

Рис. 5. Успешность выполнения заданий на конец эксперимента

Сравнительные диаграммы 6 и 7отображают изменения уровней сформированности логических умений испытуемых в начале и в конце эксперимента.

Рис. 6. Сформированность логических умений в экспериментальном классе

Рис. 7. Сформированность логических умений в контрольном классе

Изменения по отдельным характеристикам приведены ниже.

Таблица 5

Характеристика качеств логического мышления в экспериментальном классе

Экспер. класс

Обобщение

Индукт.

вывод

Классификация

Объяснение

Логическ.

ошибки

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

кол

%

Высокий

12

53,6

6

25,1

16

71,4

2

10,7

2

10,7

Средний

11

46,4

16

67,8

6

28,6

14

60,7

12

53,6

Низкий

-

-

1

7,1

-

-

6

28,6

9

35,7

Очень низк.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Особенности внимания младших школьников в психолого-педагогической литературе
Проблема внимания является одной из старейших психологических проблем. Внимание – важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходим ...

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...

Темперная живопись
Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумевали всякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего веществ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru