Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов

Страница 4

По второй задаче исследования были определены дидактические условия, учёт которых обеспечивает эффективную деятельность учителей и учащихся по формированию у подростков логической культуры:

1. усвоение учащимися знаний о законах и методах формальной логики;

2. обучение младших школьников логическим процедурам: объяснение, описание, классификация, а также логическим методам индукции и дедукции;

3. формирование у учащихся системы логических умений и навыков;

4. обучение учащихся умению выявлять логические ошибки и критически мыслить.

В ходе решения третьей задачи была разработана модель системы работы по формированию логической культуры младших школьников и приобщению их к формам и методам теоретического мышления.

Для подтверждения результативности представленной дидактической модели формирования логической культуры у младших школьников была осуществлена экспериментальная проверка, которая была направлена на то, чтобы дать научный анализ формирующего эксперимента и выявить сдвиги, различия в развитии логической культуры в контрольной и экспериментальной группах.

Экспериментальная работа, проведённая на основе анализа констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента позволяет сделать вывод, что формирование логической культуры учащихся младшего школьного возраста происходит непосредственно в процессе обучения путем целенаправленного формирования её основополагающих компонентов.

В ходе экспериментального исследования нам удалось решить задачу перевода учащихся с уровня формальной логики на уровень теоретического мышления. Решение поставленной задачи формирование логической культуры учащихся начальных классов выразилось в следующем.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что школьники в ходе обучения информатике, не включающего специальную систему логической подготовки, хотя и приобретают некоторые первоначальные логические умения, но без достаточной систематичности и полноты. Так, многие из них неправильно употребляют логические слова (а, или, все, некоторые), не умеют строить отрицание предложения, не могут дать определение хорошо знакомого понятия, сделать простейший вывод из одной, двух посылок.

Результаты констатирующего эксперимента обнаружили, что элементы логики, потенциально присутствующие в содержании начального курса информатики, без систематического и целенаправленного их изучения усваиваются школьниками неполноценно.

Результаты срезовых проверочных работ, проводившихся в ходе обучающего эксперимента свидетельствуют о доступности учащимся предлагаемого материала и эффективности разработанной методики.

Результаты контрольного эксперимента показали, что дети усвоили состав логических действий и последовательность выполнения отдельных операций. Так, например, третьеклассники, выполняя действие сравнения, самостоятельно выделяли основание сравнения, находили сходство и различие в объектах и группах объектов, подбирали обобщающее слово для группы объектов, сходных по какому-либо признаку.

У большинства детей логические действия оказались сформированными на достаточно обобщенном уровне: они показали способность переносить приобретенные умения на новый материал.

После формирующего эксперимента увеличилось количество правильно выполненных заданий, изменился характер допускаемых ошибок (исчезли наиболее грубые) и уменьшилось их число. Так, например, отпали группировки по случайным признакам, неправомерные обобщения и выводы.

К концу эксперимента учащиеся научились понимать содержание суждений, включающих логические слова, приобрели умения строить простейшие умозаключения, делать выводы из данных посылок, обосновывать суждения с помощью примеров и контрпримеров, а также обнаружили умение пользоваться круговыми схемами для проверки правильности простейших дедуктивных рассуждений.

При рассмотрении индивидуальных данных испытуемых у 2 детей был обнаружен особенно низкий результат – 17,5 баллов. На конец эксперимента их результативность повысилась более чем вдвое (36,5 балла). При повторном обследовании дети справились с 31 пробами, причем II и IV субтесты решили полностью.

Результаты контрольного эксперимента дают основание заключить, что разработанная нами система логической подготовки младших школьников при обучении информатике обеспечивает с одной стороны, полноценное усвоение учащимися выделенных логических понятий и действий, а с другой - непрерывность логической линии при изучении начального курса информатики и ее преемственность со средней школой. При этом уровень собственно логической подготовки повышается. Это свидетельствует о целесообразности выделения в содержании начального курса информатики общелогических понятий и действий в качестве специального предмета усвоения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Индивидуальный подход в процессе обучения: основные положения и понятия
Индивидуализация понимается как практическая организация педагогического процесса, строящаяся на индивидуальном подходе в процессе обучения. За последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса бучения посвящен ряд педагогических работ И.Э. Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. ...

Классификация сказки и их специфика
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...

Понятие патриотизма и гражданственности
Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека, так писал Томас Манн немецкий писатель (1875–1955). Впервые слово «патриот» по ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru