Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов

Страница 3

Анализ результатов на завершающем этапе экспериментальной проверки, показал, что в ходе проведённой работы в экспериментальной группе была выявлена устойчивая тенденция к существенному улучшению показателей логической культуры у учащихся. Прирост показателей логической культуры в экспериментальной группе обеспечивался за счет создания действенных дидактических условий в разработанной нами системы работы по формированию логической культуры. Полученные результаты опытно- экспериментальной работы позволяют утверждать, что формирование логической культуры младших школьников на основе реализации предлагаемой системы работы проходило более продуктивно по сравнению с контрольной группой.

Реформа целей и содержания среднего образования, которая происходит в связи с усиливающейся тенденцией его гуманитаризации, гуманизации и модернизации «тормозятся» в частности низким уровнем логической культуры основной массы школьников. Низкий уровень логической культуры и в целом снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьёзную озабоченность представителей общественности и педагогической науки.

Необходимость решения проблемы формирования логической культуры у учащихся младшего школьного возраста давно назрела, так как, во-первых, в младшем школьном возрасте мышление ребёнка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Во-вторых, в этом возрасте происходит постепенное возрастание удельного веса логико-познавательных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.

Исходя из вышеизложенного была выбрана тема дипломной работы.

Целью исследования было разработать систему специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры мышления младших школьников при обучении информатике.

Объектом нашего исследования являлся процесс обучения информатике в начальных классах, а его предметом - формирование логической культуры мышления младших школьников на основе решения логических задач в процессе обучения информатике учащихся 1-4 классов.

В соответствии с целью исследования была выдвинута и сформулирована следующая гипотеза: если разработанная дидактическая модель является эффективной в решении задач формирования логической культуры младших школьников, то в результате проведения дидактического эксперимента должны произойти существенные сдвиги у учащихся экспериментальных классов в их логическом мышлении. Эти сдвиги должны проявиться в умении учащихся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно, безошибочно и в более короткое время выполнять основные логические действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста: выделять и называть признаки предмета; сравнивать предметы по признакам, находить сходства и различия этих предметов; подбирать обобщающее (родовое) понятие; выделять в определении родовое понятие и видовое отличие объектов; определять ближайший род; строить самостоятельно определение понятий; делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частного случая; находить следствия из заданных посылок.

Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1) выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для формирования логического мышления у младших школьников;

2) разработать требования к уровням сформированности логической культуры мышления учащихся по окончанию ими начальной школы;

3) разработать содержание и структуру логических заданий и задач для младших школьников при обучении информатике;

4) проверить экспериментально принципиальную реализуемость и эффективность разработанной методики.

По первой задаче было выявлено, что для успешного обучения младших школьников информатике необходимо учитывать следующие особенности их мышления: в младшем школьном возрасте мышление ребёнка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. В этом возрасте происходит постепенное возрастание удельного веса логико-познава-тельных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.

По первой задаче также была разработана модель логической культуры у младших школьников, которая складывается из ряда мотивационных, логико-познавательных, содержательных, процессуальных компонентов логической культуры личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Исследование проблемы памяти в психологии
По мнению И.М. Сеченова, именно память занимает главенствующее место в психической жизни. Сквозной характер мнемической функции, ее представленность на всех уровнях психофизиологической организации человека отмечают и современные исследователи. Пронизывая все уровни психического, память участвует в ...

Анализ программ математических кружков
Мною было рассмотрено 10 планов проведения кружковых занятий для 5-6 классов на одно полугодие. Математика в школе 6 выпуск 1971г: воспитать у детей желание и потребность заниматься математикой, возбуждать, поддерживать и развивать у учащихся интерес к математике. (пересечение и объединение множест ...

Формирование адаптивных качеств учащихся
Одна из функций работы социального педагога в общеобразовательной школе — помощь детям в сложном процессе их социализации, выработ­ка у них социоадаптивных качеств, помогаю­щих справиться с трудными ситуациями любо­го уровня и позволяющих не только приспособиться к жизни, но и реализовать свой твор ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru