Анализ результатов на завершающем этапе экспериментальной проверки, показал, что в ходе проведённой работы в экспериментальной группе была выявлена устойчивая тенденция к существенному улучшению показателей логической культуры у учащихся. Прирост показателей логической культуры в экспериментальной группе обеспечивался за счет создания действенных дидактических условий в разработанной нами системы работы по формированию логической культуры. Полученные результаты опытно- экспериментальной работы позволяют утверждать, что формирование логической культуры младших школьников на основе реализации предлагаемой системы работы проходило более продуктивно по сравнению с контрольной группой.
Реформа целей и содержания среднего образования, которая происходит в связи с усиливающейся тенденцией его гуманитаризации, гуманизации и модернизации «тормозятся» в частности низким уровнем логической культуры основной массы школьников. Низкий уровень логической культуры и в целом снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьёзную озабоченность представителей общественности и педагогической науки.
Необходимость решения проблемы формирования логической культуры у учащихся младшего школьного возраста давно назрела, так как, во-первых, в младшем школьном возрасте мышление ребёнка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Во-вторых, в этом возрасте происходит постепенное возрастание удельного веса логико-познавательных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.
Исходя из вышеизложенного была выбрана тема дипломной работы.
Целью исследования было разработать систему специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры мышления младших школьников при обучении информатике.
Объектом нашего исследования являлся процесс обучения информатике в начальных классах, а его предметом - формирование логической культуры мышления младших школьников на основе решения логических задач в процессе обучения информатике учащихся 1-4 классов.
В соответствии с целью исследования была выдвинута и сформулирована следующая гипотеза: если разработанная дидактическая модель является эффективной в решении задач формирования логической культуры младших школьников, то в результате проведения дидактического эксперимента должны произойти существенные сдвиги у учащихся экспериментальных классов в их логическом мышлении. Эти сдвиги должны проявиться в умении учащихся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно, безошибочно и в более короткое время выполнять основные логические действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста: выделять и называть признаки предмета; сравнивать предметы по признакам, находить сходства и различия этих предметов; подбирать обобщающее (родовое) понятие; выделять в определении родовое понятие и видовое отличие объектов; определять ближайший род; строить самостоятельно определение понятий; делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частного случая; находить следствия из заданных посылок.
Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:
1) выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для формирования логического мышления у младших школьников;
2) разработать требования к уровням сформированности логической культуры мышления учащихся по окончанию ими начальной школы;
3) разработать содержание и структуру логических заданий и задач для младших школьников при обучении информатике;
4) проверить экспериментально принципиальную реализуемость и эффективность разработанной методики.
По первой задаче было выявлено, что для успешного обучения младших школьников информатике необходимо учитывать следующие особенности их мышления: в младшем школьном возрасте мышление ребёнка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. В этом возрасте происходит постепенное возрастание удельного веса логико-познава-тельных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.
По первой задаче также была разработана модель логической культуры у младших школьников, которая складывается из ряда мотивационных, логико-познавательных, содержательных, процессуальных компонентов логической культуры личности.
Новое в образовании:
Классификация форм обучения
Формы учения-обучения могут быть классифицированы по многим основаниям: 1. Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И, в том числе, – самообразование. В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необход ...
Понятие и сущность народной педагогики
В этой главе моей работы речь пойдёт о таком понятии как народная педагогика. О русских культурных традициях и их роли в гражданском воспитания дошкольников. Но для начала, я считаю целесообразном – ввести такое в понятие как “народная педагогика”. Так что же такое народная педагогика? Недавно на о ...
Виды межпредметных связей
География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению. В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности: 1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения; 2. понятия, теории, законы; 3. способы деятел ...