Анализ результатов формирующего и контрольного экспериментов

Страница 3

Анализ результатов на завершающем этапе экспериментальной проверки, показал, что в ходе проведённой работы в экспериментальной группе была выявлена устойчивая тенденция к существенному улучшению показателей логической культуры у учащихся. Прирост показателей логической культуры в экспериментальной группе обеспечивался за счет создания действенных дидактических условий в разработанной нами системы работы по формированию логической культуры. Полученные результаты опытно- экспериментальной работы позволяют утверждать, что формирование логической культуры младших школьников на основе реализации предлагаемой системы работы проходило более продуктивно по сравнению с контрольной группой.

Реформа целей и содержания среднего образования, которая происходит в связи с усиливающейся тенденцией его гуманитаризации, гуманизации и модернизации «тормозятся» в частности низким уровнем логической культуры основной массы школьников. Низкий уровень логической культуры и в целом снижение интеллектуального потенциала населения России вызывают серьёзную озабоченность представителей общественности и педагогической науки.

Необходимость решения проблемы формирования логической культуры у учащихся младшего школьного возраста давно назрела, так как, во-первых, в младшем школьном возрасте мышление ребёнка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Во-вторых, в этом возрасте происходит постепенное возрастание удельного веса логико-познавательных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.

Исходя из вышеизложенного была выбрана тема дипломной работы.

Целью исследования было разработать систему специальных заданий и задач, направленных на формирование логической культуры мышления младших школьников при обучении информатике.

Объектом нашего исследования являлся процесс обучения информатике в начальных классах, а его предметом - формирование логической культуры мышления младших школьников на основе решения логических задач в процессе обучения информатике учащихся 1-4 классов.

В соответствии с целью исследования была выдвинута и сформулирована следующая гипотеза: если разработанная дидактическая модель является эффективной в решении задач формирования логической культуры младших школьников, то в результате проведения дидактического эксперимента должны произойти существенные сдвиги у учащихся экспериментальных классов в их логическом мышлении. Эти сдвиги должны проявиться в умении учащихся экспериментального класса, по сравнению с учениками контрольного класса, более самостоятельно, безошибочно и в более короткое время выполнять основные логические действия и операции, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста: выделять и называть признаки предмета; сравнивать предметы по признакам, находить сходства и различия этих предметов; подбирать обобщающее (родовое) понятие; выделять в определении родовое понятие и видовое отличие объектов; определять ближайший род; строить самостоятельно определение понятий; делать индуктивные выводы (обобщения) на основе рассмотрения частного случая; находить следствия из заданных посылок.

Предмет, цель и выдвинутая гипотеза определили задачи исследования:

1) выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для формирования логического мышления у младших школьников;

2) разработать требования к уровням сформированности логической культуры мышления учащихся по окончанию ими начальной школы;

3) разработать содержание и структуру логических заданий и задач для младших школьников при обучении информатике;

4) проверить экспериментально принципиальную реализуемость и эффективность разработанной методики.

По первой задаче было выявлено, что для успешного обучения младших школьников информатике необходимо учитывать следующие особенности их мышления: в младшем школьном возрасте мышление ребёнка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного мышления, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. В этом возрасте происходит постепенное возрастание удельного веса логико-познава-тельных процедур: научного объяснения, описания, предвидения тех или иных фактов.

По первой задаче также была разработана модель логической культуры у младших школьников, которая складывается из ряда мотивационных, логико-познавательных, содержательных, процессуальных компонентов логической культуры личности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Принцип развития, как эволюционно-динамический анализ возникновения дефекта
Целью анализа речевых нарушений является выявление структуры дефекта и научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте. Принципы анализа речевых нарушений составляют основу их классификации и разработки научно обоснованных путей и методов их предупрежд ...

Работа с учащимися
Работа с учащимися предполагает два направления деятельности: проведение диагностики и развивающих занятий. Для исследования творческих качеств детей мы использовали следующие методики. Опросник креативности Рензулли. Это объективный, состоящий из 10 пунктов, список характеристик творческого мышлен ...

Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения
Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа. В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определени ...

Меню сайта

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru