Натюрморт и его особенности

Страница 1

Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, битая дичь, выловленная рыба, входящие в созданный художником контекст. Натюрморт дает разнообразные возможности - от «обманок», иллюзионистически точно воссоздающих предметный мир, до свободного истолкования вещей и наделения их сложным символистическим смыслом.

Натюрморт. Кто из художников и зрителей не любит этот жанр? Изображение самых обычных вещей способно вызывать ассоциации, далекие от бытовой их предназначенности, выражать сложные чувства и тончайшие эмоции.

Работу над натюрмортом К.С.Петров-Водкин определил как одну «из острых бесед живописца с натурой. В нем сюжет и психологизм не загораживает определения предмета в пространстве. Каков есть предмет, где он и где я, воспринимающий этот предмет, - в этом основное требование натюрморта. И в этом большая познавательная радость, воспринимаемая от натюрморта зрителем».

Пристально вглядываясь в натуру, Поль Сезанн тщательно выстраивал свои натюрморты, формируя складки на тканях, подкладывая мелкие монетки под фрукты и тарелочки, добиваясь нужного их поворота и ракурса. Дочь выдающегося русского художника Петра Кончаловского вспоминала, как ее отец несколько дней подбирал предметы, составляя натюрморты. Нередко художник тратил на их установку столько же времени, сколько затем на живопись. Мастер натюрмортного жанра Илья Машков отмечал, что «толково поставить перед собой натуру – это почти сделать картину». Подготавливая натюрморт «Снедь московская», он специально заказывал в пекарне необходимые изделия. Владимир Стожаров, бродя с этюдником по северным краям, выискивал в избах предметы русской старины. То есть процесс создания натюрморта начинается еще до его практического воплощения. Ведь уже в самой постановке предлагается идея композиции – конструктивная схема, колорит, тональность, освещение, группировка предметов. Это отнюдь не исключает впоследствии разнообразных, подчас парадоксально неожиданных компоновочных решений. Причем лаконичность постановок зачастую открывает большой простор для творчества.

При организации натюрморта и в процессе работы над этюдом художник должен, как отмечал В.А.Фаворский, видеть и «слышать тихую жизнь» предметов постановки - как они «разговаривают» друг с другом, относятся друг к другу, оказывают влияние друг на друга, строят глубину, ритмические отношения.

Через натюрморт познается реальный мир во всем его многообразии. В соответствии с нравственно-эстетическими запросами времени в натюрморте раскрывается представление о красоте мира и духовном богатстве современника, отражается широкий диапазон человеческих чувств, его взаимоотношений с окружающим миром. В жанре натюрморта особенно наглядно просматриваются пластические и колористические стороны мастерства живописца.

Живопись натюрморта - это важное средство настройки и проверки глаза художника, его рабочей «живописной формы». Не случайно многие художники, перед тем как взяться за большие жанровые или пейзажные картины, пишут натюрморты. «Натюрморт-это скрипичные этюды, - отмечал К.С.Петров-Водкин, - которые я должен делать раньше, чем приступлю к концерту».

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

В. Катаев. Цветик-семицветик
… Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный – сразу видно, что не драчун, - и Жене захотелось с ним познакомиться… - Мальчик, мальчик, как тебя зовут? - Витя. А тебя как? - Женя. Д ...

Понятие о декоративности
Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание ...

Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru