Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Страница 1

В нашей стране моделирование как метод педагогического исследования стал разрабатываться с конца 60-70-х годов XX века. Практика развивающегося народного образования требовала, чтобы с самого начала педагог обладал точным научным представлением о процессе и результатах обучения и воспитания. В связи с этим стали проникать методы точного количественного анализа, поэтому стало «необходимо расчленить процессы, которые надо сформировать, на достаточно элементарные компоненты и выявить их структуру». Но сразу возник вопрос о методах и средствах, благодаря которым можно было бы выявить, из каких компонентов состоят процессы обучения и воспитания, как они между собой связаны, каковы структура и последовательность этих компонентов. Здесь на помощь приходит метод моделирования. Модель является одной из форм разрешения диалектического противоречия между теорией и практикой. Модель есть теория, обобщение, поскольку она абстрагируется от всех частностей, от несущественного. Модель есть практика, поскольку она должна практически функционировать…».

Развитие моделирования как метода научного исследования и выдвижение его на передний край науки выявляет, по мнению многих учёных (Л.О. Вальт, В.А. Веников, В. Давыдович, А.А. Зиновьев, А.Т. Куракин, Ф.Ф. Королев, К.Е. Морозов, И.Б. Новик, Л.И. Новикова, И.И. Ревзин, В.А. Штофф и др.) активный характер научного творчества, его созидательную, конструктивную, а не пассивно-отражательную роль.

Отечественный дидакт А.М. Сохор, придерживаясь мнения философов, справедливо отмечает: «…значение моделирования особенно велико для изучения тех систем, которые не получили ещё целостного адекватного теоретического выражения». Упрощая изучаемый объект, модель даёт возможность специально выделить исследуемые связи (отношения).

Метод моделирования основан на отображении исследуемого объекта с целью его познания в форме своеобразного его заменителя – модели. Отмечая большие возможности этого метода, В.Ф. Паламарчук приводит мнение О.М. Сичивицы о том, что «Моделирование – это метод исследования, предполагающий создание искусственных или естественных систем (моделей), которые имитируют существенные свойства оригинала и позволяют получить о нём новые знания. Модель – воображаемая или предметная копия, которая заменяет оригинал и является источником информации о нём».

В.А. Штофф предлагает употреблять этот термин в тех случаях, когда: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение даёт нам новую информацию об этом объекте». В это определение модели входят четыре признака: 1) модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система; 2) она воспроизводит или отражает объект исследования; 3) она способна замещать объект; 4) её изучение даёт новую информацию об объекте.

По мнению А.Т. Куракина модель может быть:

– понятийной и отражать знания об объекте с помощью слова в форме определённой совокупности взаимосвязанных предположений, утверждений, выводов;

– образной, воспроизводящей основные стороны, элементы, связи, отношения объекта в форме словесных описаний, фото- и кино-моделей, графиков, схем;

– физической, отображающей в «материале» структуру, пространственное расположение или функции изучаемого объекта;

– математической, отражающей существенные внутренние и внешние связи и отношения оригинала в виде формулы или числовой таблицы.

В педагогической науке также применяется ряд классификаций моделей в зависимости от области исследования. Так, Н.А. Половникова выделяет в педагогических исследованиях следующие модели, которые очень близки по своей структуре к классификации А.Т. Куракина:

1. Составляются логические или понятийные модели, отражающие знание об объекте взаимосвязанными утверждениями, предположениями. Процесс моделирования на понятийном уровне всегда связан с пересмотром старых понятий и введением новых;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран
Появление принципиально новых технологий, возникновение ранее несуществующих профессий, необходимость несколько раз в жизни менять специальность – все это ставит перед системой образования молодежи совершенно новые задачи. В большинстве стран мира проходят реформы в образовании. Все чаще в промышле ...

Методические рекомендации к проведению дидактических игр по воспитанию звуковой культуры речи
Игра является важным средством воспитания и развития познавательной активности детей. Игра содержит готовый замысел, который реализуется в игровых действиях и определяется целью игры, то есть для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта: 1. Познавательный, то ...

Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте
Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помога ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru