Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Страница 2

2. Используются и образные модели, воспроизводящие основные стороны, элементы, связи, отношения предмета в форме словесных описаний, схем, графиков. Схемы, графики, чертежи облегчают отработку структуры получаемых знаний, позволяют использовать по утверждению Г. Клауса «огромную информационную мощность человеческого глаза»;

3. Графическое моделирование помогает раскрыть сразу многие разноаспектные связи и отношения, которые без него не могут быть представлены одновременно. При этом, по мнению А. Ньюэлла, происходит лучшее усвоение понятий и оперирование ими, так как «автоматически срабатывают алгоритмы обработки зрительной информации ;

4. Математические модели отражают существенные внутренние и внешние связи и отношения оригинала;

Модель всегда предполагает выделение задач, положенных в её построение. Так, рассматривая вопрос формирования логической культуры, определили следующие задачи:

1) Усвоение учащимися знаний о законах и методах формальной и диалектической логики;

2) Обучение учащихся логическим процедурам: описание, объяснение и предсказание;

3) Формирование у учащихся системы логических умений и навыков;

4) Обучение учащихся умению выявлять логические ошибки и критически мыслить.

Затем на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и учёта опыта других учителей-предметников естественнонаучного цикла были выделены дидактические условия формирования логической культуры учащихся. Это, во-первых, учёт возрастных особенностей мышления младших школьников (переход от конкретно-образного мышления к формально-логическому); во-вторых, применение при объяснении нового учебного материала логических методов; в-третьих, выполнение учащимися специальных логических заданий и задач, развивающих логическое мышление; в-четвертых, формирование у учащихся обобщенных логических способов и приёмов учебно-познавательной деятельности. Следует отметить, что первые два условия связаны с деятельностью учителя, а остальные с деятельностью учащихся. Рассматривая вопрос о сочетании деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, мы считаем правомерным выделение для них соответствующего содержания, форм и методов деятельности.

Ниже представлено содержание деятельности учителя:

1. Диагностика уровня логической культуры учащихся;

2. Мотивация деятельности учащихся по развитию у них логического мышления;

3. С учётом зоны ближайшего развития младших школьников прогнозирование развития логической культуры школьников на полугодие или год;

4. Разработка учителем системы логических заданий применяемых в процессе преподавания информатики;

5. Логическое структурирование материала урока с учётом оптимального соответствия структуры задачам развития логического мышления;

6. Коррекция уровня развития логической культуры учащихся.

В своей деятельности с классом учитель применяет следующие формы:

1. Коллективное решение логических задач с классом (фронтальная работа);

2. Решение логико-познавательных задач учащимися, включёнными в отдельные учебные группы (групповая работа);

3. Выполнение индивидуальных логических заданий и задач учащимися на уроке и дома (индивидуальная работа);

В процессе своей деятельности учитель осуществляет выбор методов обучения на уроке и их логических вариантов, т.е. логических методов:

а) учебные методы, применяемые учителем: 1) метод проблемно-рассуждающего изложения; 2) метод эвристической беседы; 3) исследовательский метод; 4) метод выполнения школьниками самостоятельных логико-познавательных заданий;

б) логические приемы, применяемые учителем: логический анализ систематизации, классификации, синтез, сравнение, обобщение, логическая процедура – определение понятий; индуктивные и дедуктивные умозаключения, доказательства и т.д.

Деятельность учащихся по формированию у них логической культуры включает следующие виды деятельности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Формы и методы индивидуализации в обучении
В учениях Инге Унт при использовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. Инге Унт считает, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по сл ...

История возникновения программ
Воспитание и обучение в детском саду, осуществляется в соответствии с программой — государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответстви ...

Психолого-педагогические основы и критерии дифференциального обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности школьников, норм ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru