Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Страница 2

2. Используются и образные модели, воспроизводящие основные стороны, элементы, связи, отношения предмета в форме словесных описаний, схем, графиков. Схемы, графики, чертежи облегчают отработку структуры получаемых знаний, позволяют использовать по утверждению Г. Клауса «огромную информационную мощность человеческого глаза»;

3. Графическое моделирование помогает раскрыть сразу многие разноаспектные связи и отношения, которые без него не могут быть представлены одновременно. При этом, по мнению А. Ньюэлла, происходит лучшее усвоение понятий и оперирование ими, так как «автоматически срабатывают алгоритмы обработки зрительной информации ;

4. Математические модели отражают существенные внутренние и внешние связи и отношения оригинала;

Модель всегда предполагает выделение задач, положенных в её построение. Так, рассматривая вопрос формирования логической культуры, определили следующие задачи:

1) Усвоение учащимися знаний о законах и методах формальной и диалектической логики;

2) Обучение учащихся логическим процедурам: описание, объяснение и предсказание;

3) Формирование у учащихся системы логических умений и навыков;

4) Обучение учащихся умению выявлять логические ошибки и критически мыслить.

Затем на основе изучения психолого-педагогической и методической литературы и учёта опыта других учителей-предметников естественнонаучного цикла были выделены дидактические условия формирования логической культуры учащихся. Это, во-первых, учёт возрастных особенностей мышления младших школьников (переход от конкретно-образного мышления к формально-логическому); во-вторых, применение при объяснении нового учебного материала логических методов; в-третьих, выполнение учащимися специальных логических заданий и задач, развивающих логическое мышление; в-четвертых, формирование у учащихся обобщенных логических способов и приёмов учебно-познавательной деятельности. Следует отметить, что первые два условия связаны с деятельностью учителя, а остальные с деятельностью учащихся. Рассматривая вопрос о сочетании деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, мы считаем правомерным выделение для них соответствующего содержания, форм и методов деятельности.

Ниже представлено содержание деятельности учителя:

1. Диагностика уровня логической культуры учащихся;

2. Мотивация деятельности учащихся по развитию у них логического мышления;

3. С учётом зоны ближайшего развития младших школьников прогнозирование развития логической культуры школьников на полугодие или год;

4. Разработка учителем системы логических заданий применяемых в процессе преподавания информатики;

5. Логическое структурирование материала урока с учётом оптимального соответствия структуры задачам развития логического мышления;

6. Коррекция уровня развития логической культуры учащихся.

В своей деятельности с классом учитель применяет следующие формы:

1. Коллективное решение логических задач с классом (фронтальная работа);

2. Решение логико-познавательных задач учащимися, включёнными в отдельные учебные группы (групповая работа);

3. Выполнение индивидуальных логических заданий и задач учащимися на уроке и дома (индивидуальная работа);

В процессе своей деятельности учитель осуществляет выбор методов обучения на уроке и их логических вариантов, т.е. логических методов:

а) учебные методы, применяемые учителем: 1) метод проблемно-рассуждающего изложения; 2) метод эвристической беседы; 3) исследовательский метод; 4) метод выполнения школьниками самостоятельных логико-познавательных заданий;

б) логические приемы, применяемые учителем: логический анализ систематизации, классификации, синтез, сравнение, обобщение, логическая процедура – определение понятий; индуктивные и дедуктивные умозаключения, доказательства и т.д.

Деятельность учащихся по формированию у них логической культуры включает следующие виды деятельности:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Характеристика лексической стороны речи дошкольников с общим недоразвитием речи
Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря. Характерным признако ...

Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пос ...

Механизм самоорганизации образовательной среды
Поскольку предметом рассмотрения является моя образовательная среда педагогического университета как образовательного учреждения, то она, конечно, особым образом организуется. Другое дело, насколько осознанно и обоснованно это делается. Вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоо ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru