Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Педагогика сегодня » Формирование логической культуры мышления у младших школьников на уроках информатики » Моделирование дидактической системы формирования логической культуры мышления у младших школьников

Страница 5

Для того, чтобы рассматриваемые логические формы и отношения были доступны младшим школьникам, в заданиях используется представление в форме адекватных предметных отношений.

В предлагаемой системе для моделирования логических отношений используется дидактический материал постепенно возрастающего уровня абстрактности - от предметных моделей в виде геометрических фигур и других предметов различного цвета, формы, размера до круговых схем и прямоугольных матриц.

Урок разделен на две части:

1. Работа с тетрадью, которая позволяет вести «предкомпьютерную» подготовку, т.е. выявление, осознание и принятие школьниками учебной задачи; планирование ее достижения. Это позволяет более продуктивно использовать компьютерное время; дает ребенку опору для контроля и осмысления своей деятельности и ее результатов;

2. Работа за ЭВМ с исполнителем или редактором. Выполняются определенные задания, которые зафиксированы в тетради.

В начальной школе возможно изучение следующих тем: «Признак предмета. Существенные и несущественные признаки. Сравнение предметов. Классификация предметов. Логический ряд. Сущность понятий. Отношения между понятиями: «вид-род», «часть-целое», «рядоположности», «противоположности», «причинно-следственные», «последовательности», «функциональные» и отношения «генезиса». Алгоритмы. Составление алгоритмов. Гипотезы. Проверка гипотез. Понятие «только». Логические «или», «и», «не». Высказывания. Истинность высказываний. Умозаключения».

В младших классах наиболее приемлемы комбинированные уроки информатики, на которых предусматривается смена методов обучения и деятельности обучаемых. Рассмотрим основные этапы таких уроков.

На первом этапе урока в ходе повторения изученного и проверки домашнего задания осуществляется активизация мышления обучаемых и их подготовка к восприятию нового материала. Для достижения этих целей рекомендуется проведение короткой разминки, в ходе которой ученикам предлагаются логические, математические, лингвистические вопросы, задачи и задания на развитие сообразительности, внимания, памяти. На этом этапе используются традиционные наглядные пособия. Учитель в процессе опроса напоминает ранее изученные и вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в дидактическую игру (1-4 классы) Повысить работоспособность школьников, их внимание и собранность удается за счет проведения в высоком темпе небольшой письменной работы – графического диктанта или решения логической задачи.

На втором этапе урока учитель четко и доступно объясняет материал, ставит перед учащимися новую задачу или проблемную ситуацию, решение которых осуществляется коллективно, при этом желательно задействовать и образный, и наглядно-действенный способ подачи материала. Выделяется две формы-стадии подачи нового материала. Первая предполагает манипуляции с физическими предметами или театрализацию (ролевую игру), позволяющие преодолеть специфику компьютерной предметности, не допустить смещения в восприятии реального и компьютерного миров, вытеснения первого последним. На второй стадии осуществляются манипуляции с объектами на экране компьютера в режиме жесткого сопровождения, когда учащиеся самостоятельно, но синхронно работают под руководством учителя. Цель такой работы состоит в освоении или закреплении нового материала, в проверке усвоения полученного знания или навыка, роль учителя на данном этапе заключается в обеспечении предельно высокого темпа синхронной работы. Правильность усвоения учениками основных моментов проверяется в форме беседы, обсуждения. Основные этапы, правила, алгоритмы, полученные во время коллективного обсуждения решения задачи (проблемы) могут быть записаны школьниками в рабочие тетради.

Третий этап предполагает индивидуальную, парную или групповую работу учащихся на компьютере. Особое внимание необходимо уделять постановке учебной задачи, которую целесообразно сформулировать до того, как ученики сядут за компьютеры; в противном случае очень трудно добиться их внимания. На данном этапе урока желательно создать атмосферу сотрудничества между учениками. Важно, чтобы дети самостоятельно использовали новые сведения и имели бы право советоваться друг с другом, так как именно в процессе взаимопомощи они лучше усваивают изучаемый материал. Учитель на данном этапе осуществляет контроль и координацию работы учащихся, при необходимости консультирует учащихся по наиболее сложным вопросам. В условиях обычной школы в каждом классе имеются дети с низким, средним и высоким уровнем обученности. Для обеспечения эффективной работы необходимо использовать три варианта разноуровневых индивидуальных карточек-заданий, которые обеспечивают каждому обучаемому комфортную среду и позволяют организовать работу с компьютерной программой таким образом, чтобы практически все учащиеся могли одновременно её закончить. Это позволяет организованно перейти к заключительному четвертому этапу урока – подведению итогов, оценке работы учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Методика «Стратегии семейного воспитания»
С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпоч ...

Разработка план-конспекта урока производственного обучения по теме «Обработка наружных цилиндрических поверхностей»
План-конспект урока производственного обучения Тема программы: “Обработка наружных цилиндрических и торцовых поверхностей”. Тема урока: “Обработка наружных цилиндрических поверхностей”. Цели урока: обучающая: ознакомить учащихся с приемами обработки наружных цилиндрических поверхностей; ознакомить ...

Обзор методик диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
Разработкой методик обследования звукопроизношения при стертой форме дизартрии занимались многие исследователи, такие как Е. Ф. Архипова, В. А. Киселева, М. А. Поваляева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие. По мнению В. А. Киселевой, обследование звукопроизношения проводится по т ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru