Сущность понятия «орфограмма». Виды орфограмм

Страница 1

Термин «орфограмма» вошел в школьную практику сравнительно недавно. В конце 60-х годов в учебниках по русскому языку для средних классов появились списки изучаемых орфограмм, а с 1980 года в учебник 4класса в раздел «Повторение изученного в начальных классах» вошло определение орфограммы: « В словах бывают буквы, выбор которых определяется правилом. Например, букву о в слове вода мы пишем по правилу о безударных гласных. Такие буквы называют орфограммами.»

Орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух.

Выделяют следующие признаки орфограммы:

написание, требующее проверки (буква, сочетание букв, морфема, позиция между словами, стык морфем, место разделения слова при переносе);

наличие не менее двух возможных вариантов написания, лишь один из которых правильный.

Как известно, в русском письме есть орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами и не связанные со звучанием: прописная буква, слитное и раздельное написание, правила переноса и сокращений. Однако признак незаданности произношения свойственен всем без исключения орфограммам (например, прописную или строчную букву по звучанию тоже не установишь).

Очень важно не подменять всеобщее свойство орфограмм признаком расхождения написания с произношением. Буквы–орфограммы могут совпадать с произношением: трава, силач, старушка и т.п. («пишутся, как слышатся»), а могут расходиться с ним: дрова, белил, дорожка и т.п.

Сущность орфограммы не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью вначале найти сильную позицию (фонему) или опереться на специальное правило (например, имя собственное и т.п.), а потом уже писать.

Для распознавания орфограмм существенное значение имеют опознавательные признаки орфограмм: 1) несовпадения звука и буквы, написания и произношения; 2) звуки (звукосочетания, место звуков в словах, буквы и буквосочетания) дающие наибольшее количество несовпадений, «опасные» звуки (буквы): а) гласные – о - а, и - е; б) пары звонких и глухих согласных б – п , г -к, в - ф и т.д.; в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу; г) сочетания стн, сн, здн, зн (непроизносимые согласные); д) сочетания нч, нщ; е) согласные буквы б,г, в, д, з, ж на конце слова, которые могут обозначать глухие согласные звуки /п/,/к/, / ф/, /т/, /с/, /ш/; ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

3) морфемы в словах, сочетания морфем. Обнаруживая в слове морфему, учащийся целенаправленно ищет орфограмму, ибо уже знает, какие орфограммы могут встретится в приставке, какие – в корне, какие - в окончании или на стыке морфем.

На основе опознавательных признаков у учащихся формируется алгоритм орфографических действий (постановка орфографической задачи, решение орфографической задачи), который направлен на достижение поставленных целей.

Для совершенствования орфографического действия необходимо определенной пространство, называемое орфографическим полем. В пределах этого пространства осуществляется проверка орфограммы. Так для проверки буквы у в слове «чувство» достаточно сочетания «чу», т.е. минимальное орфографическое поле – сочетание из двух букв. А при проверке заглавной буквы в слове «орел» необходимым орфографическим полем является все предложение, без чего непонятно, о чем идет речь: о городе Орле или о птице.

Работа над первой группой опознавательных признаков – это фонетический уровень орфографической подготовки, направленной на развитие языкового чутья, речевого слуха.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Определение предполагаемой цены методического пособия
Ц = С общ х (1+Крен), где С общ – общие затраты на разработку проекта методического пособия, Крен – коэффициент рентабельности, Ц = 17778,1 х (1+0,2)= 21 333,72р. Подсчитать экономический эффект до момента внедрения проекта, т.е. до получения конкретных результатов работы не представляется возможны ...

Информационные стенды
Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им учебно-воспитательный процесс, передовые методы ...

Воспитание в Америке
Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректн ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru