Очень часто логопедам и учителям приходится сталкиваться с различными нарушениями письменной речи, в частности, с дисграфией у детей младшего школьного возраста. Из-за неумения правильно видеть, а иногда правильно слышать тот или иной звук, ребенок не может овладеть в полной мере правилами русского языка, грамматикой и орфографией. Это затрудняет обучение ребенка, приводит к нежеланию работать на уроках, к плохой адаптации среди сверстников.
Проблемой коррекции письменной речи детей с дисграфией занимались многие ученые: Иншакова О.Б, Лалаева Р.И, Левина Р.Е, Букчина Б.З, Калагудская Л.П, Спирова Л.Ф, Садовникова И.Н, Ефименкова Л.Н, Лукашенко М.Л и др.
Все исследователи единогласно указывали на то, что причинами неправильного письма могут быть как биологические (родовые травмы, внутриутробные инфекции, болезни первого года жизни), так и социальные (двуязычие, педагогическая запущенность, левшество, нарушения эмоционально-волевой сферы).
Все вышеуказанное объясняет актуальность нашего исследования.
Объект исследования - процесс развития письменной речи детей младшего школьного возраста с дисграфией, их учебно–познавательная деятельность в процессе обучения орфографии.
Предмет исследования – состояние письменной речи у детей с дисграфией.
Целью дипломной работы является выявление основных трудностей развития орфографической зоркости у детей с дисграфией, определение оптимальных путей и методов работы по развитию у них орфографической зоркости.
Гипотеза исследования – процесс развития орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста с дисграфией будет более эффективным, если на логопедических занятиях применять упражнения на формирование фонематического восприятия, зрительного восприятия буквенного образа слова.
Исходя из цели дипломной работы и гипотезы исследования нами определены конкретные задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить особенности развития письменной речи у детей с дисграфией;
3) проведение констатирующего эксперимента с целью выявления исходного уровня владения орфографической зоркостью учащихся с дисграфией.
4) создание системы упражнений для коррекции письменной речи у детей с дисграфией;
5) проверка эффективности используемой системы упражнений (контрольный этап).
Методы научно- педагогического исследования:
1) теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) наблюдение;
3) беседа;
4) эксперимент.
Организация исследования - работа проводилась на логопункте общеобразовательной школы №7 города Шуи с 20 марта (констатирующий этап эксперимента) 2006 года по 11марта 2007года (формирующий и контрольный этапы) в четвертом классе.
Практическая значимость работы состоит в расширении и углублении логопедических знаний, приобретении практического опыта в выявлении недостатков письменной речи у детей с дисграфией, развитие у них орфографической зоркости.
Материал исследования – письменные работы учащихся (диктант).
Новое в образовании:
Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению
речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...
Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся ...
Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...