Мотивация орфографической работы

Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется далекими целями учения: в частности, старшеклассники связывают правописание с перспективой успешно закончить школу, поступить в вуз, быть культурным человеком, обеспечить себе профессиональный успех.

Младшие школьники могут осознавать и далекие цели, но эти перспективы не играют решающей роли. Начальная школа обращается к ближним целям, конкретным и реальным, понятным детям. Орфография по своему содержанию малопривлекательна, усваивается нелегко, многим детям приносит настоящее горе. Из-за боязни ошибок школьник теряет веру в себя, неприязнь к правописанию переносит на весь учебный предмет – родной язык.

Мотивация орфографической работы реализуется через:

А) возбуждение и развитие познавательных интересов посредством поощрения, увлечения, понимания логики правописания, его системы;

Б) использование занимательных материалов, соревнование, применение игровых приёмов, конкурсов, викторин, олимпиад, выставок и пр.;

В) отбор дидактического материала – яркого, высокохудожественного, разнообразного, интересного детям;

Г) повышение уровня самостоятельности и активности школьников в учебном процессе, поисковых методик, самоконтроля и самооценки, чтобы дети видели свои успехи;

Д) высокий уровень педагогического такта в системе контроля и оценки знаний и умений учащихся. Последнее условие предполагает чутье учителя в отношении тех ошибок, которые выходят за рамки изученных детьми правил орфографии.

Орфографической работе придают смысл в глазах учащихся и другие виды самостоятельного письма, используемые в жизни: письмо, объявление, заявление, статья в газете, учебные записи, изготовление наглядных пособий, монтажей, выставок и пр.

Игры, яркие запоминающиеся тексты – пословицы, поэтические отрывки, загадки, афоризмы, юморески, систематическое использование этих средств повышают эмоциональный уровень работы учащихся, снимают напряженность, предупреждают утомление. Очень полезны в этом смысле словари и справочники для начальной школы.

Выразительное чтение, работа над дикцией, над интонациями, над голосом способствуют культуре речи, создают атмосферу высокой требовательности к устной и письменной речи школьников.

Мотивацию повышает и выбор методов: высоко ценится с этой точки зрения эвристическая методика, поисковая, исследовательская, творческая деятельность учащихся, применение моделирования, диагностики причин ошибок, прогнозирование в области грамотности, программирование, компьютерная поддержка их орфографической работы.

Дидактический материал – тексты, предложения, сочетания слов, слова – подбирается образцовый с точки зрения культуры речи, интересный по содержанию, насыщенный орфограммами.

Объем дидактических единиц должен превышать размер орфографического поля для орфограмм изучаемого или проверяемого типа. Орфограммы должны предлагаться учащимся в доступных вариантах, с учетом возможностей детей .


Новое в образовании:

Коммуникативный подход к обучению восприятию иноязычной речи на слух
Ведущей целью обучения иностранному языку в современной школе выступает коммуникативная компетенция учащихся, одной из составляющих которой является умение воспринимать и понимать на слух иноязычную речь, т.е. аудирование. Достичь данной цели и призван коммуникативный метод обучения . Учебно-методи ...

Основные идеи и задачи гражданского воспитания на примере знакомства с родным городом
Основная идея гражданского воспитания на примере знакомства с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Егорьевска воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее. В основу исследования легли следующ ...

Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru