Учение о фонеме

В отечественной фонологии выделяют два направления: Московскую фонологическую школу (МФШ) и Санкт - Петербургскую фонологическую школу (С -ПФШ) академика Л.В. Щербы.

Различия двух отечественных фонологических школ определяются по их отношению к двум вопросам фонологии: 1) как вычленяются фонемы в качестве единиц определенного яруса языка и как тем самым определяется состав фонем языка; 2) как идентифицируются фонемы в потоке речи.

Вычленение фонем как языковых единиц и их идентификация в потоке речи в соответствии теории Л.В. Щербы кратко могут быть описаны так.

Речевой поток неделим на звуки речи. Дискретными единицами языка являются фонемы. Их выделение в потоке речи оказывается возможным только потому, что фонема, как единица звукового уровня языка, потенциально связана со смыслом: одна фонема может по объёму совпадать с одной морфемой, а морфемы – это значимые единицы языка.

Потенциальная связь фонемы со смыслом была положена Щербой в основу определения понятия фонемы. Он также отмечает, что элементы наших звуковых представлений имеют известную самостоятельность.

Самостоятельность фонем не следует понимать так, будто система фонем существует сама для себя. Система фонем существует для обслуживания лексики и грамматики, фонемы функционируют в составе словоформ.

В работах сторонников С-ПФШ употребляются термины «сильная» и « слабая» позиции, хотя содержание, которое вкладывается в эти термины, не совпадает с тем содержанием, которое вкладывается в них сторонниками МФШ.

По МФШ, в слабых позициях происходит нейтрализация, не различение фонем, различающихся в сильных позициях, по С-ПФШ,- речь идет лишь о неупотреблении отдельных фонем в слабых позициях.

Теория МФШ кратко может быть описана следующим образом.

Фонема не существует отдельно как автономная единица определенного языкового уровня, она существует только как элемент морфемы. Чтобы идентифицировать звук слабой позиции в отношении его фонемного статуса, надо найти для него сильную позицию в той же морфеме. Если такой морфемы нет, перед нами гиперфонема (звук т в словоформе спрут- вариант фонемы т, т.е. фонема т). Одним из центральных положений МФШ является понятие нейтрализации.

В соответствии с установкой МФШ, в слабых позициях происходит нейтрализация фонем, различающихся в сильных позициях по одному из своих дифференциальных признаков. Такие фонемы в слабых позициях, по МФШ, перестают различаться, омономизируются. Нейтрализация понимается как не различение фонем.

Фонемный состав русского языка большинством лингвистов русского языка сводится к 39- 42 звуковым единицам. Некоторые расхождения в определении состава фонем учёными разных фонологических школ объясняются не бесспорностью фонемного функционирования отдельных звуков русской речи.


Новое в образовании:

Приемы работы над сказкой на разных этапах осознавания младших школьников
Восприятие сказки — сложный процесс активного воссоздания образно-предметного и нравственно-смыслового содержания сказки, как особой литературно-художественной формы, способ освоения ребенком социальной действительности. Восприятие сказки, как и игра, составляет один из наиболее значимых видов деят ...

Работа с географическими терминами для совершенствования коррекционной работы по речевым недостаткам детей - олигофренов
Развитие речи умственно отсталых учащихся -одна из важнейших задач, которая решается вспомогательной школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Столь пристальное внимание к речевому развитию детей не случайно. Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и ...

Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек
Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru