Лингвометодические основы обучения орфографии

Страница 1

Слово « орфография» состоит из двух греческих слов orhos (прямой, правильный) и grapho (пишу), что означает «правильное написание». Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм (Толковый словарь Ожегова).

Это исторически сложившаяся система написаний, которую принимает и которой пользуется общество. Иногда под орфографией понимаются правила, обеспечивающие единообразие написаний в тех случаях, где возможны разные написания; часть науки о языке; условное правильное общепринятое написание слов.

В русском письме главным разделом, который определяет собой ведущий принцип орфографии, является первый: передача буквами фонемного состава слов (морфем).

Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах: правописание безударных гласных и сомнительных согласных, непроизносимых согласных и т.п.

В настоящее время существуют две трактовки основного закона русской орфографии: морфологическая и фонематическая.

С точки зрения морфологического принципа правописание тех или иных морфем (приставка, корень, суффикс, окончание), всегда одинаково, хотя произношение этих частей слова в разных фонетических условиях может быть разным.

Фонематический принцип обосновывает единообразие буквенного « образа» каждой части слова тем, что на письме передается не звуковой, а фонемный состав морфем. Он базируется на понимании фонемы как функциональной единицы. Звуки, представляющие одну и ту же фонему, акустически могут быть разными. И наоборот, один и тот же звук может быть реализацией разных фонем. Так, например, звуки (о/а/ъ) в корне слов воды, водянка, водяной- позиционные «представители» фонемы - о, а звуки (а/а/ъ) в корне слов глаз, глазок, глазомер являются реализацией фонемы – а, т.к. своё название и обозначение фонема получает по своему основному звучанию, т.е. по сильной позиции (в нашем примере – по звуку под ударением). Другими словами, в процессе письма мы идем от звучания морфемы к ее фонемному составу и только от него – к буквам.

Поскольку обучение письму происходит одновременно с обучением чтению, впервые со многими словами дети знакомятся сначала в их письменной форме, необходимое звено, лежащее на пути от звучащей речи к её «письменному коду», не осознается ими. Между тем именно установление фонемного состава слов (нахождение сильных позиций) есть собственно орфографическое действие.

Фонематический принцип позволяет не только формировать орфографическое действие сразу на основе всеобщего принципа письма. Он устанавливает связи между отдельными правилами правописания (учит проверять вариант фонемы ее основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции).

В русском языке принято выделять еще два принципа орфографии -традиционный и дифференцирующее написание.

«В отличие от морфологического и фонематического принципов, традиционный базируется на отражении старых норм письма. С ним ребенок чаще всего сталкивается при написании словарных слов (Иншакова О.Б)».

Так, например, написание традиционных слов собака, сапог не противоречит ни фонемному, ни морфологическому принципу, т.к. соответствует одной из двух возможных здесь букв, однако и не отвечает им, т.к. в отличие от морфологического написания слов вода, трава, для выбора букв (о или а) здесь нет проверочных слов. Усвоению детьми традиционного принципа письма уделяет большое внимание Л.Г.Парамонова, справедливо замечая, что словарные слова «…широко распространены в современном русском языке и встречаются ребенку буквально на каждом шагу». Поэтому работа над словарными словами –это неотъемлемая составляющая успешного формирования навыка письма, позволяющего ученику овладеть функциональной грамотностью.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Эстетическое и художественное воспитание: сущность и взаимосвязи
Трактовка сущности и взаимосвязей эстетического и художественного воспитания является принципиальным вопросом, как для теории, так и для практики воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования способностей и потребностей человека эстетически воспринимать, переживать и о ...

Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...

Этапы формирования способностей к изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей, психического раз­вития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда прине­сет свои плоды ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru