Ступени формирования умений по орфографии

Умение – это вид опыта личности, этап овладения новым способом деятельности: оно формируется на основе теории, правила, инструкции, а также на основе подражания по принципу «делай, как я». Закрепленное, автоматизированное умение принято называть навыком, что особенно важно для правописания. Процесс формирования орфографических умений и навыков проходит следующие этапы:

Мотивационный этап: потребность письменного изложения мысли.

Жизненная ситуация порождает потребность проверять написание слов, сочетаний, конкретнее – проверять орфограммы. Осознание мотива предстоящего действия, школьник ставит цель, осознает задачу.

Поиск способа решения задачи: грамматическое обоснование, опора на правило, осознание алгоритма (ориентировочный этап).

Составление алгоритма для данного случая, проверка орфограммы по ступеням алгоритма (операционный, исполнительский этап).

Повторное, многократное выполнение действия по правилу в измененных условиях и вариантах, с постепенным нарастанием трудности, с постепенным «свертыванием» алгоритма, его сокращением, с ускорением действия.

Появление элементов автоматизма, усиление автоматизма в результате тренинга, упражнения.

Достижение более или менее полного автоматизма; самоконтроль, самопроверка, укрепление безошибочного письма. Постепенный отказ от употребления правил с операционными целями: они применяются с целью самоконтроля (контрольно–оценочный, самооценочный этап).

Свободное автоматизированное письмо в различных ситуациях жизни. Все внимание сосредотачивается на содержании того, что пишется.

Элементы автоматизма проявляются уже в начальных классах, и не только на основе правил, но по неосознанной интуиции, формируемой общей культурно – речевой средой, которая влияет на ребенка.

Человек, прочно овладевший навыком правописания, может забыть правила, они ему больше не нужны. Но даже на высших ступенях автоматизма письма контроль сознания не исключается.


Новое в образовании:

Анализ оздоровительной работы детских садов № 87 и №23
ДОУ №87,города Нижнекамск. Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата №87» г. Нижнекамска был открыт в 1997 году. ДОУ расположено в типовом двухэтажном здании. В настоящее время функционирует 12 групп: ...

Комплекс упражнений для обучения аудированию
В свете требований коммуникативного подхода обучение осуществляется, главным образом, на материале целого текста и проходит стадии от восприятия и понимания текста до его анализа и работы над языковой формой. Для этого могут быть использованы как аудитивные, так и аудиовизуальные источники. Смыслов ...

Роль информатики в интеграции
Главная задача начального образования — формирование учебной деятельности школьников, включающей в себя общеучебные, общелогические, информационно - коммуникативные умения. Эта задача в значительной мере может быть решена в рамках уроков информатики. Работа с информацией есть то, что объединяет поз ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru