Урочная и внеурочная деятельность по информатике как условия я обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы

Педагогика сегодня » Условия обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы » Урочная и внеурочная деятельность по информатике как условия я обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы

Страница 1

Перед началом проведения уроков и мероприятий, учащимся было дано тестирование, которое являлось диагностикой уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся школы.

По результатам диагностики для обогащения коммуникативной компетентности в экспериментальной школе были организованы уроки и внеурочные мероприятия по информатике для учащихся 9 - 10 классов.

Уроки и мероприятия разработаны на 6 уроков и 4 внеклассных мероприятия, темы уроков выбирались с учётом необходимости и особой важности, для исследуемого класса. Учебный материал структурирован таким образом, что каждая тема может быть изложена в течение двух или трёх уроков. Каждый из них включает практические занятия: обсуждение проблемных вопросов и дискуссий, анализ ситуаций, ролевые игры, психотренинговые упражнения, разыгрывание ситуаций, проведение и анализ психологического тестирования.

Рациональное использование рабочего времени; творческое выполнение любых заданий; самостоятельное решение всех возникающих вопросов; проявление упорства в достижении цели; умения слушать и понимать собеседника, налаживать деловые контакты, толково и аргументировано высказывать своё мнение и многое другое - слагаемые подготовленности учащегося к общению. Все они - суть проявления самостоятельности, организованности и деловитости.

Методической особенностью данных уроков и мероприятий является проблемно диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний учащихся имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживаясь от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учёта позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей. Необходимость создания атмосферы доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут свободно высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения, требуют от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах.

При проведении практической части уроков, организаторской части мероприятий, преподаватель чаще выступал в качестве организатора общения участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Оценка знаний учащихся в данной учебной программе является достаточно сложной проблемой. Мы согласны с рядом авторов, полагающих, что оценивание знаний, умений и навыков при изучении психологии затрудняет создание атмосферы доверия, кроме того, сами знания и навыки должны приобретать как бы субъективный, личностный смысл для каждого учащегося, что исключает оценивание. Свободный обмен мнениями, активное участие в дискуссиях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие «оглядки» на возможность получить плохую оценку. Тем не менее, приходится констатировать, что в реальных условиях массовых школ серьёзное отношение к учебному предмету, учебная мотивация у многих подростков, особенно к старшим классам, оказывается устойчиво связанной с формализованной оценкой. Наш опыт показывает, что это особенно ярко проявляется в начале изучения нового предмета. В дальнейшем наблюдается «врабатываемость», «сдвиг мотива на цель», и у большинства учащихся формируется мотивация к овладению психологическими знаниями.

Поэтому вопрос оценки знаний может решаться по-разному, в зависимости от реальных условий и возможностей преподавателя. Однако, учитывая основные цели и задачи уроков и мероприятий, формализованную оценку знаний можно применять только при повторении пройденного теоретического материала или выполнении дополнительных заданий, подготовке презентаций, проекта.

Занятия данной программы проводились по часу, в качестве обязательного, по посещению, предмета, и по одному часу на внеурочное мероприятие. Уроки и мероприятия проводились с учетом неосведомленности подлинной цели урока. На первых занятиях учащиеся затруднялись работать в непривычном для них ритме, но уже через несколько занятий напряжение спало, и ученики более уверенно и активно включались в работу. Об этом можно судить по активной работе, во время занятий, любознательности, ответственности, с которой учащиеся относились ко всем заданиям.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Специфика урока немецкого языка
Урок немецкого языка - это логически законченная часть работы по обучению языку, главной целью которой является достижение определенных целей практического, общеобразовательного и воспитательного характера. Для достижения позитивного результата по выполнению этих целей необходимо сделать заранее сп ...

Исследование и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы
Исследование функционального состояния органов и систем занимающихся физической культурой обычно начинают с сердечно-сосудистой системы. Это объясняется следующим. Во-первых, от функционального состояния сердечно-сосудистой системы, которая вместе с системами дыхания и крови обеспечивает питание ра ...

Организация самостоятельной работы студентов
В организации опытного обучения мы учитывали, что повышение качества технологической подготовки учителя невозможно без четкой организации самостоятельной работы студентов. Мы исходили из понятия самостоятельной работы как познавательной деятельности, в процессе которой студент активно воспринимает, ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru