Перед началом проведения уроков и мероприятий, учащимся было дано тестирование, которое являлось диагностикой уровня сформированности коммуникативной компетентности учащихся школы.
По результатам диагностики для обогащения коммуникативной компетентности в экспериментальной школе были организованы уроки и внеурочные мероприятия по информатике для учащихся 9 - 10 классов.
Уроки и мероприятия разработаны на 6 уроков и 4 внеклассных мероприятия, темы уроков выбирались с учётом необходимости и особой важности, для исследуемого класса. Учебный материал структурирован таким образом, что каждая тема может быть изложена в течение двух или трёх уроков. Каждый из них включает практические занятия: обсуждение проблемных вопросов и дискуссий, анализ ситуаций, ролевые игры, психотренинговые упражнения, разыгрывание ситуаций, проведение и анализ психологического тестирования.
Рациональное использование рабочего времени; творческое выполнение любых заданий; самостоятельное решение всех возникающих вопросов; проявление упорства в достижении цели; умения слушать и понимать собеседника, налаживать деловые контакты, толково и аргументировано высказывать своё мнение и многое другое - слагаемые подготовленности учащегося к общению. Все они - суть проявления самостоятельности, организованности и деловитости.
Методической особенностью данных уроков и мероприятий является проблемно диалогический подход в обучении. Особую роль в творческом освоении знаний учащихся имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого урока. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений. Выслушивая разные мнения, преподаватель должен поощрять активность учащихся, удерживаясь от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» школьниками различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учёта позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в процессе межличностного взаимодействия, преимуществ конструктивных взаимоотношений с людьми для достижения собственных жизненных целей. Необходимость создания атмосферы доверия и раскрепощённости, обстановки творческого поиска, в которой учащиеся смогут свободно высказывать своё мнение, разыгрывать ситуации, выполнять упражнения, требуют от преподавателя владения активными методами обучения, умения вести дискуссии, обсуждения, организовывать работу в малых группах.
При проведении практической части уроков, организаторской части мероприятий, преподаватель чаще выступал в качестве организатора общения участников, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.
Оценка знаний учащихся в данной учебной программе является достаточно сложной проблемой. Мы согласны с рядом авторов, полагающих, что оценивание знаний, умений и навыков при изучении психологии затрудняет создание атмосферы доверия, кроме того, сами знания и навыки должны приобретать как бы субъективный, личностный смысл для каждого учащегося, что исключает оценивание. Свободный обмен мнениями, активное участие в дискуссиях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие «оглядки» на возможность получить плохую оценку. Тем не менее, приходится констатировать, что в реальных условиях массовых школ серьёзное отношение к учебному предмету, учебная мотивация у многих подростков, особенно к старшим классам, оказывается устойчиво связанной с формализованной оценкой. Наш опыт показывает, что это особенно ярко проявляется в начале изучения нового предмета. В дальнейшем наблюдается «врабатываемость», «сдвиг мотива на цель», и у большинства учащихся формируется мотивация к овладению психологическими знаниями.
Поэтому вопрос оценки знаний может решаться по-разному, в зависимости от реальных условий и возможностей преподавателя. Однако, учитывая основные цели и задачи уроков и мероприятий, формализованную оценку знаний можно применять только при повторении пройденного теоретического материала или выполнении дополнительных заданий, подготовке презентаций, проекта.
Занятия данной программы проводились по часу, в качестве обязательного, по посещению, предмета, и по одному часу на внеурочное мероприятие. Уроки и мероприятия проводились с учетом неосведомленности подлинной цели урока. На первых занятиях учащиеся затруднялись работать в непривычном для них ритме, но уже через несколько занятий напряжение спало, и ученики более уверенно и активно включались в работу. Об этом можно судить по активной работе, во время занятий, любознательности, ответственности, с которой учащиеся относились ко всем заданиям.
Новое в образовании:
Классификация сказки и их специфика
Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества. Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ...
Актуализация лексических навыков в диалогической речи
В комплексе задач, которые определены программой для второго года обучения учащихся устной речи, школьники учатся обмениваться репликами в процессе беседы и строить свои высказывание. При этом важно, чтобы они использовали в речи лексический материал, усвоенный ими за весь период 6 класса. Поэтому ...
Общение как коммуникативная деятельность детей с
нарушением зрения
Общение - это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становлени ...