Как показали результаты Тестирования №2 (см. Приложение 6) спокойнее реагировать на справедливую и несправедливую критику; возросло умение обращаться к посторонним с просьбой, стремление оказывать поддержку в трудных ситуациях, умение вступать в контакт с посторонним человеком. Эти данные подчёркивают выросшую степень самостоятельности учащихся в сфере общения, их желание проявлять инициативу.
Так же, результаты Тестирования №2 демонстрируют изменившееся в лучшую сторону умение учащихся публично выступать, с защитой представляемого материала; учащиеся легче вступают в дискуссии, обсуждение интересующих их вопросов, высказывают свою точку зрения и отношение к оппоненту. Эти данные говорят о том, что знания и умения самостоятельного правильного поведения у учащихся есть и можно выработать у большинства детей привычку и навык самостоятельного правильного поведения.
Наблюдения подтвердили, что проведение уроков и мероприятий по обогащению коммуникативной компетентности способствует повышению уровня коммуникативной компетентности у учащихся сельской школы. Учащиеся стали более активны. Проявляют интерес к групповым видам деятельности, к работе по парам, выполнению проектов с учащимися других классов и учителями.
Социальная сущность коллектива проявляется в объединении людей с общими социальными и производственными интересами, реализация которых обеспечивает раскрытие индивидуальности каждому члену коллектива и его полноценное развитие. Социальная зрелость коллектива определяется тем, насколько социальное, общественное прониклось личным, индивидуальным интересом.
Особый интерес для нашего исследования и для характеристики повышения уровня коммуникативной компетентности учащихся представляет итоговая работа, подготовка к которой проходила с учащимися других классов, учителей по другим предметам. Так же выступление и защита подготовленных проектов показывает насколько возрос уровень устной коммуникативной компетентности учащихся. Дальнейшие показатели подчёркивают, что учащиеся могут строить свои взаимоотношения в коллективе сами, без поддержки взрослых.
Данные позволяют сделать вывод, что небольшие, но в лучшую сторону изменения произошли в отношении учащихся к педагогическому коллективу школы, в результате проведения урока посвященного работе с учителями. Так же, класс показал наличие умения регулировать и строить отношения на дружеской и деловой основе.
Анализ Тестирования №2 так же показали, что увеличилось количество учащихся, которые стараются мирным путем разрешить конфликтную ситуацию.
Результаты Тестирования №1 показали, что уровень сформированности коммуникативной компетентности у учащихся сельской школы очень низкий, то есть они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установление контактов с людьми и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Для обогащения коммуникативной компетентности для экспериментального класса (10 класс) были разработаны уроки и внеурочные мероприятия, задачами которых являются: овладение средствами коммуникации; использование таких средств в деятельности, а также при построении процесса общения; анализирование своей деятельности и выделение новых средств эффективной коммуникации.
Учебный материал структурирован и урок построен таким образом, что обогащение коммуникативной компетентности происходит на ряду с усвоением нового материала, получением новых знаний и умений.
После реализации уроков и мероприятий, учащимся контрольной и экспериментальной группы было предложено Тестирование №2 для определения уровня коммуникативной компетентности. Данные тестирования показывали что, в ходе специализированных занятий уровень коммуникативной компетентности значительно повышается.
Анализ результатов и наблюдение поведения учащихся показал, что возросла степень самостоятельности учащихся в сфере коммуникации, их желание проявлять инициативу; знания и умения самостоятельного правильного поведения у учащихся есть и можно выработать у большинства детей привычку и навык самостоятельного правильного поведения; небольшие, но в лучшую сторону изменения произошли в отношении учащихся к педагогическому коллективу, об их умении регулировать и строить отношения на дружеской и деловой основе; увеличилось количество процент учащихся, которые стараются мирным путем разрешить конфликтную ситуацию. Следовательно, в ходе обучения учащихся сельской школы обогащение коммуникативной компетентности обеспечивалось изменением вида деятельности на уроках.
Новое в образовании:
Преподавание культурологии в школе
Никколо и Джованни Пизано являются гордостью эпохи, получившей название проторенессанс. Кто-нибудь может дать определение этому понятию? Проторенессанс (от греч. protos – «первый» и франц. renaissance – возрождение) – этап в истории итальянской культуры, предшествующий ренессансу. (записать определ ...
Современные представления отечественной логопедии о развитии речи детей с общим
недоразвитием речи
Впервые научное объяснение общему недоразвитию речи было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой) в 50-60-е гг. ХХ в. В этот период была разработана педагогическая классификация аномалий ...
Проектирование путей решения противоречий в межаттестационный период
На первом этапе работы, при сопоставлении реализуемой комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией Васильевой М. А., ГОС НРК Свердловской области было выявлено ряд рассогласований и поставлены следующие задачи: – Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье ...