Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития. Поэтому постараемся рассмотреть социально-психологические особенности детей разных возрастных периодов:
1) 3 – 6 (7) лет: дошкольный возраст. Кризис 3 лет (кризис социальных отношений, становление самосознания ребенка). Причины кризиса: возникает тенденция к самостоятельной деятельности: взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей. Проявления кризиса:
· интерес к своему изображению в зеркале (ребенок озадачивается своей внешностью, заинтересован тем, как он выглядит в глазах других).
· негативизм. Все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Негативизм – это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-либо сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Следует отличать от непослушания.
· упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались. Следует отличать от настойчивости.
· строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома: против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.
· своеволие: стремление к эмансипации от взрослого. Ребенок сам хочет что-то делать. Речь идет о самостоятельности намерения, замысла.
· обесценивание взрослых: ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей.
· протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими.
· стремление к деспотизму. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.
Смысл новообразования:
1. Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.
2. У ребенка возникают и приобретают собственную динамику развития какие-то желания. Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».
Возникает соподчинение мотивов: преобладают обдуманные действия над импульсивными, поведение ребенка опосредуется определенными представлениями, правилами. Ребёнок осознает себя и относится к себе как к физическому, духовному, общественному существу. Возникают внутренние, этические инстанции, формируются общие представления о природе, мире – складывается мировоззрение. Активно развивается самооценка.
Комплексы готовности к школьному обучению:
· Коммуникативная готовность. Может взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. Начинает понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. К 6–7 годам происходит разделение сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.
Новое в образовании:
Пути повышения воспитательной роли примера
Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от их авторитета. Школьники подражают взрослым, лишь в том случае, если те пользуются авторитетом. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют они на сознание и поведение учеников. Поэтому завоевание авторитета учителем и родите ...
Примерный режим дня для
детей, не посещающих детский сад
1 Пробуждение, утренняя зарядка, водные процедуры, умывание 7–8.00 2 Завтрак 8.40 3 Игры и занятия дома 9.10 -10.00 4 Прогулка и игры на свежем воздухе 10.10 5 Обед 12.30–13.20 6 Дневной сон (при открытых фрамуге, окне или на веранде) 13.30–15.30 7 Свободное время для спокойных игр и приготовления ...
Роль литературных произведений на занятиях технологии
В концепции государственной политики в области образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании. В настоящее время перед общеобразовательной школой ст ...