Хотелось бы сразу отметить, что при изучении моего предмета нужно очень много наглядного материала. Это может быть и пришедшие в негодность детали компьютеров и всевозможные учебные пособия. Без этого должного понимания просто не будет. Например, дети с трудом представляют системный блок в разрезе, а взаимное или отдельное функционирование его частей изучать нужно по учебному плану и исходя из степени и уровня усвоения учениками новых знаний не менее пяти уроков. Если на этих уроках будет минимум наглядности, то прочного усвоения знаний достигнуто не будет, кроме того, у детей потеряется интерес к изучению новых знаний. Ещё очень важным является не загружать детей изучением теории. Важно чередовать теорию с практикой, причём на одном уроке.
Большинство преподавателей информатики чередуют так: урок практики и урок лекции. Я считаю это не совсем удобным. Например, приходит седьмой класс. В этом классе мы изучаем графический редактор программирования. Они хотят быстрее сесть за компьютеры и выполнить задание. Это интерес детей. Но нужно ещё объяснить новую тему и это задание, поэтому объяснение должно быть минимальным, но таким, чтобы дети могли сами подумать и правильно сделать работу, то есть проблемным. Недостаток в проблемном обучении – перерасход учебного времени, но зато достигается прочный результат в системе овладения новыми знаниями. Я не беру за основу целиком и полностью исследовательскую работу учеников, а использую только там, где возможно. В самом начале своей работы я упомянула об атмосфере на уроке и отношении учителя к ученикам и наоборот. Дети не должны бояться учителя. Не должны бояться своих неправильных ответов.
Бытует мнение, что если дети плохо пишут контрольные или самостоятельные работы, то это – результат плохой работы учителя. Я не совсем согласна с этим мнением. Приведу пример из практики: в самом начале учебного года на самостоятельной работе два девятых класса получают в большинстве своем оценку “2”. При попытке разобраться - почему это произошло, выясняется, что оба класса в надежде списать просто не подготовились. Что же делать в этой ситуации и как бороться с “поголовным списыванием” я постараюсь объяснить на собственном примере. Своих учеников наказывать выставлением всех двоек в журнал я не стала, а тему, по которой дети писали самостоятельную работу, мы разобрали коллективно. То есть предлагается какой – то блок темы, которую объясняет один ученик, а другие его поправляют, если он ошибся. Задача учителя на этом этапе – направлять учеников, их деятельность, мысли. В результате автоматически выучивается учениками новая тема, не прилагая к этому особых усилий, плюс подкрепляется собственными выводами.
Для удачного проведения таких экспериментов в обучении очень важно, как дети относятся к учителю. Авторитет быть, конечно, должен, но должно быть ещё дружеское отношение. Дети должны видеть в педагоге не только учителя, но и друга, который поможет, если возникнет какая – то трудность. Очень важно отделить тут грань между дружбой и панибратством. Для этого должно быть, конечно, уважение, причём взаимное. Очень много учителей жалуются на то, что дети трудные, не уважают взрослых. А если разобраться, то взрослые детей уважают ещё меньше. Важно помнить, что ученик – это не только ученик, это еще и личность, а все личности разные, поэтому к каждому нужен индивидуальный подход, чтобы заинтересовать детей. Весь урок учитель должен удерживать внимание учеников, постоянно ориентируясь на интересы детей. Для этого, как я уже говорила, нужно менять вид деятельности, помогать правильно мыслить и делать логические выводы. За недолгий период работы я уже успела заметить, что девочки менее склонны к логическому мышлению, потому, что мало кто из девочек имеет аналитический склад ума.
Новое в образовании:
Разработка модульной структуры
содержания технологической подготовки студентов
Целостная технологическая подготовка, в ходе которой теория и практика взаимопроникают друг в друга, позволяет реализовать единство общего, особенного и индивидуального, того, что в свою очередь, детерминирует повышение качества профессионально-педагогической подготовки студентов будущих учителей т ...
Методика обучения основным видам движений
Основные движения – это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется в процессе своего бытия: ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Формирование основных движений – одна из важнейших проблем теории и практики физической культуры. Сопровождая ребенка с ранне ...
Диагностика физического развития детей дошкольного возраста
Физическое развитие – это комплекс функциональных и морфологических свойств организма, который определяет запас его физических сил. Для детей и подростков его следует расширить с учетом тех биологических процессов, которые наиболее характерны для детского организма, а именно – его роста и формирова ...