Формирование лексико-грамматических категорий речи в онтогенезе

Страница 1

Известно, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей .

Для того чтобы четко понять патологию речи, нужно четко представлять весь путь последовательного речевого развития в норме. Четко представлять каждый этап речевого развития, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной диагностики нарушений речи.

Так как в нашей работе речь идет непосредственно о формировании лексико-грамматического строя речи, то и охватывать мы будем тот период развития речевой функции, который начинается с появления у ребенка первых слов до становления развернутой фразовой речи.

В нашей работе для изучения развития лексико-грамматического строя речи в норме мы будем опираться на исследованиях А.Н. Гвоздева, которые были отражены в работе «Вопросы изучения детской речи» (1961). В данной работе рассматриваются процессы формирования в речи ребенка разных видов предложений, грамматических категорий, усвоения фонетики родного языка .

Первые слова в норме появляются у ребенка к концу первого года жизни и являются тем материалом, на котором осуществляется переход от непроизвольного манипулирования речевыми звуками к целенаправленным движениям органов дыхания, голосоведения, артикулирования. Одним и тем же словом ребенок может выражать чувства, желания, и обозначать предмет. Первые слова обычно представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Более сложные слова могут быть фонетически искажены при сохранении части слова: корня, начального или ударного слога, ребенок воспроизводит лишь общий звуковой облик слова. По мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Это свидетельствует о более быстром развитии лексико-семантической стороны речи по сравнению с фонетической, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики .

Этап первых словесных сочетаний совпадает с концом второго года жизни ребенка. Ребенок в одном высказывании объединяет два, а затем три слова. Характерной чертой этого периода является то, что ребенок совершенно не способен использовать усвоенное им слово в двух-трех грамматических формах. Например форма сядь употребляется вместо форм сидит, сижу. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в какой они были извлечены из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания. Флексийные элементы не воспринимаются детьми как смыслоразличительные. А.Н. Гвоздев назвал такие слова «аморфные слова-корни». Анализ материалов детских высказываний этого периода развития обнаруживает, что в воспринимаемом и воспроизводимом языковом материале ребенок до определенного момента вычленяет только план общего содержания, сосредотачивая внимание на общем смысле слова, заключенном в его лексической основе. Формальные (знаковые) средства языка остаются вне сферы его восприятия. Это явление имеет место и у детей других национальностей, начинающих усваивать родной язык. Флексии, несущие в себе формально-грамматические значения, в данном случае игнорируются ребенком. Период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами-корнями и их комбинациями друг с другом, принято называть периодом предложений из аморфных слов-корней.

На определенном этапе развития дети начинают замечать технику связи слов в предложении. В их речи появляются первые случаи словоизменения. Этот период развития речи совпадает с возрастом 1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц. У ребенка появляются первые грамматические отношения между словами: согласование именительного падежа с глаголом, развиваются разные типы подчинения глаголу (сказуемому). Но не смотря на это многие предложения строятся аграмматично. Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с окончанием – у, именительный множественного числа с окончанием – ы, – и, иногда предложный с окончанием – е. Так же появляется повелительное наклонение второго лица, единственного числа, инфинитив, настоящее и прошедшее время третьего лица, единственного числа. Часто дети опускают приставки. Прилагательные появляются с двух лет без согласования с существительными, чаще в именительном падеже единственного числа мужского и женского рода.

Этап специализации грамматического обозначения той или иной ситуации связан, как показали психофизиологические исследования, с процессами членения (анализа) и синтеза словесных раздражителей во второй сигнальной системе человека.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Русские народные традиции и нравственно патриотическое воспитание дошкольника
Для написания этого подраздела, был использован личный опыт работы в деском саду №8 “Светлячок”, находящийся в городе Егорьевске Московской области. Как уже говорилось в введении, что для написания этого подраздела были использованы личные записи ежедневного блокнота, который я вела во время работы ...

Обзор методик диагностики звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
Разработкой методик обследования звукопроизношения при стертой форме дизартрии занимались многие исследователи, такие как Е. Ф. Архипова, В. А. Киселева, М. А. Поваляева, Л. С. Волкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие. По мнению В. А. Киселевой, обследование звукопроизношения проводится по т ...

Особенности усвоения биологического материала учащимися вспомогательной школы
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловле ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru