Социально-психологические особенности детей

Педагогика сегодня » Развитие творческой активности детей » Социально-психологические особенности детей

Страница 2

· Когнитивная готовность. Уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения. Формирование образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит.

· Уровень эмоционального развития. Преодолевает ситуативные эмоции, культурно управляет чувствами. В старшем дошкольном возрасте справляются с агрессивностью.

· Технологическая оснащенность. Минимум знаний, умений, навыков (ЗУН: умение читать, считать, писать), позволяющих обучаться в школе. Воображение.

· Личностная готовность. Проявляется в самоактуализации. Для девочек – в виде привлекательности, для мальчиков – в виде эффективности. Под влиянием этих двух факторов у дошкольников складываются основные структуры личности: 1) притязания личности; 2) Я-концепция; 3) перспективы личности; 4) иерархия побуждений.

Социальная ситуация развития ребёнка – освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. Общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок обучается рефлексии на другого человека, развивает способность к идентификации с людьми, сказочными персонажами, игрушками, изображениями и т.п. Учится принятым позитивным формам общения, уместным во взаимоотношениях с окружающими людьми, продвигается в развитии речевого и эмоционального общения.

Ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. Собственно игра возникает в 3 года: копирование действий и поведения взрослых. Игрушки – модели предметов, с которыми «играют» взрослые – сюжетная игра. В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, преобладает до 6–7 лет. Смысл игры заключается в разделении ролей. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам, роли становятся чисто игровыми.

Форма общения детей – внеситуативно-личностная (протекает на фоне игры как ведущей деятельности; потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого, так как совпадение мнений и оценок ребенка со взглядами старших – критерий правильности этих оценок; ведущий мотив общения – личностный).

Ведущими психическими функциями являются:

· Память. Возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения, высокий уровень механического запоминания

· Внимание. Увеличивается объем, устойчивость, появляются элементы произвольного внимания

· Наглядно-образное мышление. Совершенствование наглядно-действен-ного мышления на базе развивающегося воображения; улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредствованной памяти; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

2) 6 (7) – 10 (11) лет: младший школьный возраст. Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождение социального «Я» ребенка). Причины кризиса:

· Возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка.

· Переход к новой социальной ситуации – позиции школьника. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

Проявления кризиса:

· Утрата детской непосредственности: Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. Впервые возникает эмоционально-смысловая ориентировочная основа поступка.

· Манерность, капризность, ребенок ходит не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

· Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой»:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Изучение представлений у детей об эмоционально значимых сторонах жизни школы
Наиболее эмоционально значимыми для учащихся 1-го класса являются отношения с учителем (63,6%) и отметка (45,5%), то есть настроение ребенка зависит от того, каким образом складываются взаимоотношения между учителем и учащимся, какую отметку ему поставят в школе. Менее значимыми в эмоциональном пла ...

Основа содержания нравственно – патриотического воспитания
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравствен ...

Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без попечения родителей
В настоящее время в структуре различных министерств Республики Казахстан находятся организации, занимающиеся вопросами охраны прав детей. Так, в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан находятся 722 интернатные организации для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставших ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru