Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Страница 1

Каждая историческая эпоха вырабатывает собственную образовательную парадигму, которая является порождающей моделью, идеальной структурой организации воспитательного и обучающего процесса. Основными содержательными вопросами при определении специфических черт той или иной эпохальной образовательной парадигмы являются: чему, как и с какими целями обучают и воспитывают человека в данное время. Это были и есть наиболее общие проблемы образования – его цель, его содержание, принципы, пути и методы достижения поставленной цели.

Логика развития цивилизации и научной мысли позволяет согласиться с существованием чрезвычайного многообразия педагогических парадигм: иррационально-эзотерическая или интуитивно-дискурсивная, бихевиористская, аналитико-рационалистическая, прагматическая, культурно-диалогическая, гуманитарная, личностно-ориентированная, критико-эмансипаторская, постмодернистская, которые соответствуют определенным философским направлениям (А. С. Запесоцкий).

Согласно предложенной классификации, проследим исторический путь парадигмальной эволюции образования. Парадигмальные основания, представленные идеями древних цивилизаций Египта, Вавилона, Индии, философов Античности, ученых Средневековья, сформированы мистическими, магическими и религиозными представлениями; консервативные парадигмы являются порождением философии модернизма, основателем которой явился Р. Декарт. Либеральная образовательная парадигма обязана философии нового времени А.Н. Уайтхеда, Дж. Дьюи; радикальные парадигмы черпают свои идеи из авангардных теорий, представляющих любопытное смешение прагматизма, позитивизма и экзистенциализма с философскими идеями, пришедшими из таких дисциплин как социальная психология, культурная антропология. Гуманистическое осмысление предназначения образования можно найти в трудах философов от Конфуция, Сократа, Платона, Ф. Аквинского до И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса, Н. Г. Чернышевского, С. Л. Франка, Ф. Шлейермахера, М. Шелера, Н. Гартмана. Идеи диалогической природы образовательной деятельности, взаимодействия технократической и гуманитарной составляющих обучения разрабатывались в исследованиях М. М. Бахтина, В. С. Библера, И. Н. Семенова, С. Ю. Степанова; психокультурологическая парадигма образования анализировалось в трудах А. А. Асмолова, И. С. Кона.

Предлагаемый перечень возможно дополнить схоластической, экзистенциальной, логико-аналитической, постмодернистской парадигмами, что побудило нас останавливаться лишь на магистральных направлениях в исследовании эволюции образовательных парадигм.

В данном контексте хотелось бы подчеркнуть, что, начиная с античной интуитивно-дискурсивной образовательной парадигмы, и до современных концепций, основанных на различных научных подходах, парадигма как исходная концептуальная схема, миссия, матрица образовательной системы является фундаментом государственной образовательной политики и обеспечивает перспективы развития общества.

На протяжении веков смена одной образовательной парадигмы другой диктует осознание и понимание несоответствия ранее сложившихся и ставших традиционными представлений образовательной практики новым реалиям.

Если рассматривать сложившиеся в отечественной и зарубежной теории классификации парадигм образования (И. А. Колесникова, В. Я. Пилиповский, Ж. Делюмо, Ж. Деррида, Л. Ферри) и их трансформации в приближении к предмету нашего исследования, то мы обнаруживаем следующую закономерность. Эта закономерность заключается в том, что в процессе приспособления к жизни через борьбу за существование и овладение жизненными ресурсами, к материальному благополучию и максимальной прибыли человечество стимулировало перманентный образовательный кризис. Этот кризис выражался и выражается в регулярных реформах и модернизациях образования, которые являлись отображением существующих политических доктрин и социо-экономического состояния обществ на определенных этапах развития. А образовательные матрицы – парадигмы, сопровождающие общественные изменения, отличаются друг от друга лишь способами решения основных образовательных задач и способами достижения образовательных целей.

Появление гуманистической образовательной парадигмы, идейные истоки которой мы обнаруживаем в Европе XV в., связано с возникновением первых предпосылок создания новой светской культуры, основанной на принципах гуманизма. В ее рамках были определены функции структурных составляющих образования.

Интеллектуальная миссия определяла обучающую и исследовательскую функцию университетов, ориентационная – профессиональную функцию колледжей, образовательная – культурную и просветительскую функцию школ различных ступеней и социально-воспитательных институтов. Причем все они взаимно дополняли и обогащали друг друга, что и дало образованию возможность укрепить свои позиции и стать частью национальной и международной жизни государств. Гуманистические идеалы благотворительности, разума, социальной справедливости, просвещения обретали особое звучание в эпохи революционных потрясений, в годы военных оккупации и послевоенного строительства. Гуманистические ценности, гуманитарное знание обеспечили развитие гуманитарной парадигмы современного образования, которая в условиях глобальных сдвигов как нельзя лучше определяет векторы его развития на перспективу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Основы развития физических качеств и способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность. К числу основных физических качеств относят силу, выносливость, ловкость, гибкость и т.д. От д ...

Разработка методических рекомендаций по повышению работы в направлении темы
Тема «Обработка наружных цилиндрических поверхностей» изучается в рамках дисциплины «Производственное обучение». Данная тема актуальна по тому, что это наиболее применяемая операция при токарных работах и без ее изучения не возможно далее изучать токарное дело и работать ни с одной токарной операци ...

Нравственное воспитание ребенка
Особое место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание. Цель воспитания – содействовать развитию человека, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому сод ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru