Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Страница 2

Традиционная ориентация гуманистической образовательной парадигмы не только на культурную утонченность, но и на земное предназначение человека обеспечило определенную ее трансформацию в части технологического образования. Индустриальная революция и научно-технический прогресс буквально заставили образование «перевести взгляд с небес на землю» и обратиться к решению насущной задачи утверждения прагматического знания. XVIII в. открыл дорогу европейским светским учебным заведениям, где постепенно вводятся основы технических знаний, а их распространение подтверждает прогрессивность педагогических стратегий, соответствующих новым социальным запросам. Некоторое смещение акцента на основы профессионального образования, естественные науки никоим образом не является отходом от гуманистической парадигмы, а лишь обозначает плавное перетекание ее в знаниевую плоскость традиционно-консервативной парадигмы.

Идея о «сберегающей», консервативной (в положительном смысле) роли образования, цель которого заключается в сохранении и передаче молодому поколению культурного наследия, идеалов и ценностей знаниевой парадигмы, присущий ей академизм и интеллектуализм послужили катализатором для выхода на первый план парадигмы технократической. В России такая смена была официально закреплена правительственной реформой школы 1958 г., когда в расписании появились технический и обслуживающий труд, а средняя школа была официально объявлена «трудовой политехнической». Именно в условиях технократической парадигмы результат учебно-воспитательного процесса оценивался в системе «да – нет», «знает – не знает», «воспитан – не воспитан», «владеет – не владеет», что в последствии дало толчок для развития компетентностного подхода в векторах «знать, понимать, уметь». А некий эталон, идеал, норматив, по которому сверяется уровень подготовки, образованности, воспитанности, оценка его готовности или неготовности выполнить определенную социальную функцию, формируется на государственном уровне как прообраз государственного образовательного стандарта. Именно технократической образовательной парадигме мы обязаны появлением в мировой педагогической культуре разного рода испытаний, рейтинговых рядов, тестирований, алгоритмизации и программирования, компьютерных технологий. Рационалистическое направление в рамках рассматриваемой парадигмы привносит в образовательную теорию и практику развивающее обучение.

Между тем при разнообразии традиционных дефиниций и классификаций парадигм в отечественной и зарубежной теории, для нашего исследования важно более концептуальное разграничение парадигм. Возможно разделение парадигм образования на классическую (технократическую) и неклассическую (гуманитарную). Первая ведет свое начало от новоевропейского века Просвещения с его культом рационализма, науки и техники. В центре второй, неклассической – человек, личность, индивидуальность, культура со всей присущей этой модели иррациональностью, многообразием культурных миров.

Синергетический, коэволюционный подход позволяет не противопоставлять эти парадигмы, а рассматривать их сосуществование с позиций принципа дополнительности, т. к. их взаимодополняемость и одновременно конкуренция обеспечили, по нашему мнению, появление таких же «альтернативно-тождественных» типов образовательных систем, т. к. обе они составляют социокультурную основу построения государственных образовательных систем большинства стран европейского и американского континентов.

Когда во второй половине XX в. человечество вступило в постиндустриальную фазу своего развития, последовали радикальные изменения не только системы экономико-социально-политических отношений, но и трансформация ценностного фундамента человечества. Это, в интерпретации Ф. Фукуямы, «замещает базисные ценности бесконечными техническими проблемами, заботой об экологии и удовлетворением изощренных запросов потребителя».

В данном контексте хотелось бы подчеркнуть, что рубеж XX и XXI в., по утверждению некоторых исследователей (Д. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, А. И. Субетто), привнес смену парадигм истории человечества, обозначил переход от классической, (стихийной, конкурентной истории) – к неклассической (управляемой, кооперационной истории) на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Эту смену парадигм истории и одновременно научно-философских, мировоззренческих парадигм современные ученые назвали «неклассической революцией», которая сыграла решающую роль в смене образовательной парадигмы, в формировании нового взгляда на технологическое и политехническое знание и образование (С. И. Григорьев).

Парадигмальный кризис, парадигмальная революция образования – так характеризуют теоретики новую формацию в образовании XXI в. (А. П. Валицкая, Г. Б. Корнетов, Б. С. Гершунский). Поэтому считаем необходимым коснуться новой парадигмы технознания XXI в., находящейся под влиянием смены парадигм в истории развития образования. Основными маркерами ее появления являются экологическая выживаемость человечества и гуманизация техносферы (А. И. Субетто). Решение проблемы преодоления машинизации человека, его превращения в придаток «машины-монстра» предлагается решать через создание гуманистической техники (И. М. Ильинский, В. Т. Пуляев).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы
Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко кон ...

Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...

Становление идей технологической подготовки молодежи в истории педагогической мысли и опыте работы образовательных учреждений разных стран
Появление принципиально новых технологий, возникновение ранее несуществующих профессий, необходимость несколько раз в жизни менять специальность – все это ставит перед системой образования молодежи совершенно новые задачи. В большинстве стран мира проходят реформы в образовании. Все чаще в промышле ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru