Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Парадигмальные изменения в образовании как социальное явление и педагогический феномен

Страница 3

Важнейшим моментом в развитии технознания становится проектная парадигма, которая расширяет понятие «инженерное естествознание». Базу нового прорыва в механизмах эволюции техники и технологий создают успехи в развитии виртуальной компьютерной техники в единстве с накапливающимся потенциалом развития проектологии и новыми парадигмами в организации единого корпуса знаний – системной, циклической, классификационной, квалитативной, методологической (Ю. С. Мелещенко).

Особое место в развитии технознания в XXI в. занимает парадигма моделирования. Теоретики фундаментального технознания рассматривают моделирование, как особую технику познания, возможности которой расширяются в логике компьютерно-информационной революции, научно-технического прогресса (В. А. Веников).

В данном парадигмальном ракурсе нельзя не остановиться на проблеме социотехнических систем, которые рассматриваются как определяющий приоритет в развитии технознания в XXI в. Примером может служить теория развития городов и управления этим развитием. Суть ее в том, что усложняющаяся экология городов, необходимость вписывания ее в экологию природной среды являются стимулом для отказа от «чистого функционализма», социализации и «очеловечивания», гуманизации городской среды как объекта проектирования, системного исследования и системного моделирования (О. Н. Яницкий).

Таким образом, современные парадигмы проектирования, моделирования, экологического управления концентрируют в себе всю проблематику «неклассичности», которая охватывает технознание в XXI в. Из этого следует заказ к современному технологическому образованию, когда культура междисциплинарного взаимодействия в процессе проектирования сложных систем должна стать одной из его целей. В принципе, речь идет о синтезе естествознания и обществознания, но гуманитарное знание становится ведущим звеном в их диалектической взаимосвязи. Тогда в предметной области технологического образования выделяются две особые зоны: зона понимания того, что надо делать во имя избегания катастрофы человечества, и зона специальных знаний, умений и навыков, которыми должны владеть люди, чтобы осуществлять профессиональную и жизненную деятельность. Следовательно, продукт технологического образования в нынешних условиях – это не специалист, пусть даже «высококачественный», а человек – знающий, понимающий, умеющий, культурный и гуманный.

Становится очевидным, что, пройдя долгий путь экономического количественного роста, безудержной эксплуатации природы, бездумного потребления, человечество вынуждено возвратиться к гуманитарной парадигме образования в новых условиях постиндустриального, информационного общества в рамках концепции устойчивого развития. Осознание кризиса породило процессы реконструктивного типа (возвращение к началам), с одной стороны, устремленность к полипарадигмальному (междисциплинарному) диалогу – с другой (Н. П. Юдина).

Отказ от сциентистского, технократического подхода, от формирования узкоконформного человека и подготовки специалиста для определенного вида производства стимулирует стирание разграничений между гуманитарным и техническим знанием, позволяя считать любое знание гуманитарным, обращенным к человеку и его культуре. «Культуре, которая не является лишь совокупностью готовых ценностей и продуктов, лишь жаждущих потребления или осознания. Это способность и усилие человека быть, владение живыми различиями, непрерывно, снова и снова возобновляемое и расширяемое» (М. К. Мамардашвили).

Если рассматривать сложившуюся ситуацию в образовании через так называемое «ментальное окно», обозначающее по К. Бейли парадигму (K. Baily), то современное видение технологического образования молодежи как нельзя лучше иллюстрируется материалами ЮНЕСКО, в которых звучит необходимость: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [82]. Эта новая область комплексного гуманитарного знания, которая трактует о процессах становления человека в природе и культуре, предлагает способы организации образовательных систем и процессов.

Анализ страниц всемирной паутины как фрейма современного информационно-коммуникационного образовательного пространства, обращение к его игровым страницам еще более наглядно демонстрируют необходимость в формировании компетентности в бытовой сфере, т. е. сфере окружающего человека социума, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и т. д. Востребованность в так называемых «ремесленных навыках» подтверждается тем, что игроки, действуя в соответствии с инструкциями игры, приобретают определенные навыки для достижения прагматических целей в виртуальном пространстве. Можно констатировать, что, играя, молодые люди восполняют таким образом отсутствие возможности производить что-либо своими руками в реальности. Отсюда и широчайшее распространение различных видов хобби, удовлетворяющих потребность миллионов людей в исконном ручном труде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...

Пути формирования культурно-гигиенических навыков
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте – становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий ...

Проверка эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента
Для проверки эффективности проделанной нами работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Данные представлены в таблицах 3,4. Имя, фамилия ребенка Сформированность навыка мытья рук (в баллах) Кол- во баллов Сформированность ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru