Важнейшим моментом в развитии технознания становится проектная парадигма, которая расширяет понятие «инженерное естествознание». Базу нового прорыва в механизмах эволюции техники и технологий создают успехи в развитии виртуальной компьютерной техники в единстве с накапливающимся потенциалом развития проектологии и новыми парадигмами в организации единого корпуса знаний – системной, циклической, классификационной, квалитативной, методологической (Ю. С. Мелещенко).
Особое место в развитии технознания в XXI в. занимает парадигма моделирования. Теоретики фундаментального технознания рассматривают моделирование, как особую технику познания, возможности которой расширяются в логике компьютерно-информационной революции, научно-технического прогресса (В. А. Веников).
В данном парадигмальном ракурсе нельзя не остановиться на проблеме социотехнических систем, которые рассматриваются как определяющий приоритет в развитии технознания в XXI в. Примером может служить теория развития городов и управления этим развитием. Суть ее в том, что усложняющаяся экология городов, необходимость вписывания ее в экологию природной среды являются стимулом для отказа от «чистого функционализма», социализации и «очеловечивания», гуманизации городской среды как объекта проектирования, системного исследования и системного моделирования (О. Н. Яницкий).
Таким образом, современные парадигмы проектирования, моделирования, экологического управления концентрируют в себе всю проблематику «неклассичности», которая охватывает технознание в XXI в. Из этого следует заказ к современному технологическому образованию, когда культура междисциплинарного взаимодействия в процессе проектирования сложных систем должна стать одной из его целей. В принципе, речь идет о синтезе естествознания и обществознания, но гуманитарное знание становится ведущим звеном в их диалектической взаимосвязи. Тогда в предметной области технологического образования выделяются две особые зоны: зона понимания того, что надо делать во имя избегания катастрофы человечества, и зона специальных знаний, умений и навыков, которыми должны владеть люди, чтобы осуществлять профессиональную и жизненную деятельность. Следовательно, продукт технологического образования в нынешних условиях – это не специалист, пусть даже «высококачественный», а человек – знающий, понимающий, умеющий, культурный и гуманный.
Становится очевидным, что, пройдя долгий путь экономического количественного роста, безудержной эксплуатации природы, бездумного потребления, человечество вынуждено возвратиться к гуманитарной парадигме образования в новых условиях постиндустриального, информационного общества в рамках концепции устойчивого развития. Осознание кризиса породило процессы реконструктивного типа (возвращение к началам), с одной стороны, устремленность к полипарадигмальному (междисциплинарному) диалогу – с другой (Н. П. Юдина).
Отказ от сциентистского, технократического подхода, от формирования узкоконформного человека и подготовки специалиста для определенного вида производства стимулирует стирание разграничений между гуманитарным и техническим знанием, позволяя считать любое знание гуманитарным, обращенным к человеку и его культуре. «Культуре, которая не является лишь совокупностью готовых ценностей и продуктов, лишь жаждущих потребления или осознания. Это способность и усилие человека быть, владение живыми различиями, непрерывно, снова и снова возобновляемое и расширяемое» (М. К. Мамардашвили).
Если рассматривать сложившуюся ситуацию в образовании через так называемое «ментальное окно», обозначающее по К. Бейли парадигму (K. Baily), то современное видение технологического образования молодежи как нельзя лучше иллюстрируется материалами ЮНЕСКО, в которых звучит необходимость: «научиться делать, с тем чтобы приобрести не только профессиональную квалификацию, но и в более широком смысле компетентность, которая дает возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [82]. Эта новая область комплексного гуманитарного знания, которая трактует о процессах становления человека в природе и культуре, предлагает способы организации образовательных систем и процессов.
Анализ страниц всемирной паутины как фрейма современного информационно-коммуникационного образовательного пространства, обращение к его игровым страницам еще более наглядно демонстрируют необходимость в формировании компетентности в бытовой сфере, т. е. сфере окружающего человека социума, включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и т. д. Востребованность в так называемых «ремесленных навыках» подтверждается тем, что игроки, действуя в соответствии с инструкциями игры, приобретают определенные навыки для достижения прагматических целей в виртуальном пространстве. Можно констатировать, что, играя, молодые люди восполняют таким образом отсутствие возможности производить что-либо своими руками в реальности. Отсюда и широчайшее распространение различных видов хобби, удовлетворяющих потребность миллионов людей в исконном ручном труде.
Новое в образовании:
Лингвистические особенности лексико-грамматических категорий тюркских
языков
Каждый язык имеет свои особенности, свою структурную специфику. Некоторые языки похожи между собой грамматически, другие же резко различаются. Татарский и русский языки принадлежат к разным типам языков, и это накладывает свой отпечаток при изучении татарского. По происхождению языки делят на семьи ...
Рекомендации по использованию сайта класса в проектной деятельности
Информационные технологии прочно вошли в наши педагогические будни. Педагоги используют компьютерные технологии на уроках. Различные программы помогают учителю в организации урока. Учителя начальных классов давно оценили достоинства Microsoft PowerPoint, программу, которая позволяет не только прово ...
Психофизиологические
особенности подростков
Изучением психологических и физиологических особенностей детей подросткового возраста занимается множество ученых и исследователей. Среди них можно выделить таких выдающихся личностей, как: Д. Б. Эльконин, Л.И.Божович, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, М.Мид и многих других. В своих трудах авторы по-разном ...