Творчество как фактор развития

Страница 1

Понятие творчества вообще и детского, в частности, всегда привлекало к себе внимание педагогов, психологов, искусствоведов, философов. Не потеряло оно свою значимость и сегодня, позволяя ставить все новые вопросы перед учеными и находить оптимальные пути для его развития и формирования.

Проблеме детского творчества посвящены работы отечественных и зарубежных ученых А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита, М.Н. Скаткина, В.Г. Злотникова, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, К.К. Платонова, П.И. Пидкасистого, Р. Мюллера, Б. Джефферсон.

Определяя понятие творчества, все авторы опираются на следующее значение: деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

В то же время каждый из ученых по-разному смотрит на источник возникновения творчества, его развитие и обучение. Так, по мнению сторонников биогенетизма (А.В. Бакушинского, К.Н. Вентцеля, Ф.И. Шмита), детское творчество имеет самопроизвольный, спонтанный характер в своем развитии.

Сторонники детерминизма (М.Н. Скаткин, В.Г. Злотников) считали источником развития детского творчества окружающую жизнь, в том числе искусство. Характеризуя художественное творчество детей и его взаимосвязь с обучением, другой отечественный психолог Б.М. Теплов отмечал: «…творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность только учебная…, необходимо, чтобы какая-то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта, который на кого-то должен оказать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.»

Л.С. Выготский также писал: «…творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве… игра ребенка… есть творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра».

К.К. Платонов в качестве основы творчества выделял мышление, которое позволяет решать задачи ранее неизвестными способами.

Рассматривая вопросы взаимосвязи воспроизведения и творчества в деятельности ученика, П.И. Пидкасистый называет в качестве признаков творчества новизну и социальную значимость деятельности и ее продукта. При этом он предлагает различать субъективную и объективную новизну деятельности и ее продукта.

Р. Мюллер, исследуя детское творчество на занятиях по рисованию, отмечает, что детям необходимо овладеть комплексом знаний, умений, способностей для создания нового продукта, в том числе знать технику и материалы, художественно-технические способы использования красок и уметь их применять.

О методах обучения как важном средстве достижения успехов в развитии детского творчества пишет американский ученый Б. Джефферсон. Она выделяет такие методы, как мотивирование, наставничество, оценка, выставки. Автор считает эти методы прогрессивными.

В ходе анализа различных взглядов отечественных и зарубежных ученых можно выделить психологические особенности в развитии творчества:

1. Благоприятным периодом в развитии творчества является дошкольный возраст с характерными для него особенностями в психической и физической сферах ребенка.

2. В обучении творчеству необходимо опираться на развитие психических процессов, в том числе мышление и воображение.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Творческое воображение как психолого–педагогическаяпроблема
Вопросы изучения развития воображения являются традиционными в детской психологии. Такие психологи, как Т. Рибо, Дж. Селли, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Палагина, О.М. Дьяченко и др. внесли большой вклад в исследование данной проблемы. Творческим воображением называют самостоятельное созда ...

Профессиональная компетентность и призвание педагога
Когда человек приходит в этот мир, у него уже есть свой характер, своя индивидуальность, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти. Поэтому и говорил Христос: "Будьте как дети" - призывая к добру, открытости и бескорыстию. Жизнь сложна и таинственна. Она скрывает от нас наше будущее, нашу про ...

Психологические основы анализа урока
Урок - основная форма, важнейшая единица организации школьного обучения. Профессионализм учителя ярчайшим образом может и должен проявиться в первую очередь именно в ходе урока. Важнейшей составляющей учительского профессионализма (как и вообще уровня развития личности) является высокий уровень раз ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru