Описание модели образовательной среды

Страница 1

Перечислим принципы, которые естественным образом должны быть положены в основу данной модели, для того, чтобы сконструированная на ее основе реальная образовательная среда конкретного педагогического университета обладала перечисленными выше признаками. К ним относятся:

принцип целостности модели;

принцип многоаспектности;

принцип избыточности;

принцип максимально охвата;

принцип языковой (лингвистической) ориентации.

Первый из перечисленных принципов служит для выбора общего подхода к формированию образовательной среды педагогического университета как целостного явления, подчиненного задаче создания условий для целостного восприятия студентами окружающего мира, взаимодействие с которым служит целям личностного становления и овладения общими и частными способами его изучения и преобразования. В связи с этим можно определить взаимосвязанные между собой компоненты гуманитарной образовательной среды, которые объединяются в четыре блока: ценностно-целевой, программно-стратегический, информационно-знаниевый, технологический. По названиям блоков понятен их состав.

Например, ценностно-целевой блок включает совокупность целей и ценностей педагогического образования, которые могут быть значимы в гуманитарном аспекте. Программно-стратегический блок содержит всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм и программ подготовки. Аналогично можно раскрыть и другие блоки.

Необходимо отметить, что каждый блок содержит не только соответствующую информацию, в совокупности дающую представление об образовательном процессе как целостности, направленной на раскрытие внутренних сил человека, но и информацию о развитии соответствующего блока. Только в этом случае представленная модель будет обладать способностью к саморазвитию. Существенно также, что каждый компонент модели обладает свойством целостности.

Принцип многоаспектности предполагает, что каждый компонент модели содержит достаточно широкий спектр информации, который должен создать у обучающегося полное представление о возможных подходах к рассмотрению как образовательного процесса в целом, так и содержания изучаемых образовательных областей.

Принцип избыточности предполагает наличие в любом компоненте модели заведомо избыточной информации, что моделирует реальные ситуации, с которыми студенты столкнутся в практике. Он создает предпосылки для выбора студентом необходимой ему информации для решения поставленной задачи.

Принцип максимального охвата предполагает формирование образовательной среды в достаточно широкой сфере, охватывающей не только собственно образовательные интересы, непосредственно связанные с процессом обучения, но и более широкие интересы, выходящие за пределы непосредственно учебной деятельности (организованная внеучебная деятельность, участие в ритуалах, принятых в университете, сохранение традиций и т.д.). При построении модели образовательной среды должны быть выделены два слоя: фон, определяющий атмосферу педагогического университета, и структура первого плана, непосредственно выходящая на процесс обучения. При этом тот слой, который назван фоном, играет часто цементирующую роль в процессе личностного становления студента.

Наконец, принцип языковой ориентации гуманитарной образовательной среды предполагает наличие еще одного (третьего) слоя в модели образовательной среды - это языковая среда, которая должна рассматриваться не только как общекультурный фон, но и как инструмент познания окружающего мира или отдельных его сторон.

Трехслойная модель гуманитарной образовательной среды

Ценностно-целевой блок

Программно-стратегический блок

Информационно-знаниевый блок

Технологический блок

Языковая среда

Внеучебная среда

Среда обучения

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов ДОУ
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: · конфликты между родителями из – за детей; · родительские претензии к воспитателям по тем или ...

Коррекционная работа по трудовому воспитанию в условиях предметно – практической деятельности
В течение месяца один раз в неделю в школе интернате № 10 для детей с нарушениями слуха, в экспериментальной группе глухих детей младшего школьного возраста (обучающихся по программе первого класса школы – глухих) проходили коррекционные занятия по трудовому воспитанию с использованием предметно пр ...

Понятие о декоративности
Слова «декоративность», «декорация» происходят от латинского слова «decoro», что значит «украшать». Сама природа как будто наделяет свои создания не только полезными свойствами, но и красотой. «Феникс щеголяет красотой оперения, индюк надувает и делает ярким зоб, тигр и леопард привлекают внимание ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru