Описание модели образовательной среды

Страница 2

Таким образом, выстраивается трехслойная модель гуманитарной образовательной среды, в которую входят: среда обучения, внеучебная среда, языковая среда. При этом первый слой, представляющий среду обучения, является структурой первого плана, две другие - фоновыми структурами. Все эти структуры являются открытыми (именно поэтому на представленной ниже схеме они ограничены пунктирными линиями). При этом структура первого плана менее открыта, она более замкнута на педагогический университет, его организационные структуры, кадры, материально-технические возможности.

Для обоснования гуманитарного характера представленной на модельном уровне образовательной среды педагогического университета недостаточно описания слоев и блоков. Необходимо еще предложить описание содержания каждого блока. Из-за ограниченности объема статьи нам вряд ли удастся это сделать полностью. Покажем наполнение на примере одного блока. Так, информационно-знаниевый блок содержит полностью и не полностью структурированную образовательную информацию, которая должна служить основой формирования у студентов системы личностно значимых знаний.

Это информация может быть представлена в печатном виде (первоисточники, учебники, учебные пособия, методические рекомендации по самостоятельному изучению учебного материала, научная, научно-популярная, художественная литература, публицистика, документы, нормативно-правовые сборники и т.д.), в виде компьютерных программ, в компьютерных сетях. Особое внимание следует обратить на наличие первоисточников, анализ и сравнение которых поможет обеспечить фундаментальность образования. Требование наличия в блоке не полностью структурированной ("разложенной по полочкам") информации ставит студента в ситуацию необходимости реального поиска и овладения соответствующими умениями. Кроме того, в этот блок с нашей точки зрения должны входить те знания, которые получены студентами ранее из других источников. Включение этой информации в выделенный блок делает образовательную среду личностно-ориентированной, а следовательно, гуманитарной.

В заключение остановимся на ведущих функциях образовательной среды, описанной в виде предложенной модели. К ним относятся: интегративная функция; функция фундаментализации; расширительная функция; лингво-ориентирующая функция. Интегративная функция и функция фундаментализации обусловлены свойствами целостности и универсальности гуманитарной образовательной среды. Расширительная функция связана со свойствами многоаспектности и избыточности. Она состоит в представлении избыточной широкой и все время расширяющейся системы разнообразной информации. Лингво-ориентирующая функция указывает на особую роль языка в педагогическом образовании.

В результате работы можно сделать следующие выводы:

- образовательная среда педагогического университета представляет собой единство информационного, социального и технологического компонентов, обеспечивающих профессионально-личностное становление студентов; в образовательной среде педагогического университета существуют различные источники профессионально-личностного становления и профессионального самоопределения студентов.

- студенты используют далеко не все источники профессионально-личностного становления, имеющиеся в образовательной среде университета; обращение к источникам происходит по указанию преподавателей и в основном для решения учебных задач.

-просматривается противоречие: между наличием разнообразных возможностей среды для профессионального самоопределения и их неосвоенностью студентами.

Образовательная среда университета способствует профессиональному самоопределению студентов если:

- она построена на принципах открытости, активности, разнообразия источников, стабильности, комфортности и самоорганизации, связи с разными партнерами, постоянного развития ее возможностей за счет внесения нового в структурные компоненты среды учреждения;

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с общим недоразвитием речи ...

Типы данных, используемых в психолого-педагогической диагностике
В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных: L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования: оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюда ...

Методологические основы психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации отмечает, что возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физичес ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru