Прошло дошкольное детство. Как-то незаметно, будто внезапно, возник перед ребенком трудный перевал, за которым – школа, новый распорядок всей жизни, новая ответственность и обязанности, новые связи и взаимоотношения с людьми. На детском рисунке все это не может не сказаться.
Может возникнуть вопрос: нельзя ли помочь ребенку устранить все старые его представления о рисунке и тем расчистить дорогу новому пониманию задач и способов рисования?
Можно, но не так как это делают руководители, которые учат детей рисовать, не считаясь с прошлым опытом детей, с их представлениями.
Ссылаются на другие дисциплины обучения, например, на родной язык, где азбуку изучают раньше, чем учат писать сочинения. Такие педагоги не хотят считаться с тем, какую роль играет рисование в изучении ребенком окружающего его мира, в эстетическом освоении его, в развитии самого ребенка. Психологи считают, что всякая способность развивается только в процессе той деятельности, которая без нее не может осуществляться. Поэтому нельзя сначала развить способность, а потом использовать ее. А что же такое рисование «от простого к сложному», как не попытка развить способности отдельно, раньше чем ребенку будет позволено рисовать то, что ему необходимо? Эти задания лишены эмоционального и познавательного смысла. «с психологической стороны бессмысленно предполагать, что можно сначала развить музыкальный слух, а затем приступить к его использованию для целей эмоционального насыщенного восприятия музыки. Это суждение справедливо и для рисования.
Может быть можно сочетать «строгое» обучение с творческой свободой детей в работах по впечатлению, в сочинении рисунков? Но нет. Засушивающие требования рисования «по правилам» не уживаются с творчеством по детскому разумению. Педагоги, придерживающиеся такого мнения, не хотят знать, что изобразительное творчество на каждом этапе – обширный и сложный комплекс. Он вмещает все, что привлекает внимание ребенка, что вызывается потребностями его развития. Нельзя, не искажая нормального пути развития ребенка, исключить из этого комплекса хоть какую-нибудь его часть. А здесь исключается все творчество из детского рисования, каким оно естественно возникает в жизни ребенка.
Детей нужно учить. Без этого развитие творческих сил невозможно. Но учить в той последовательности, которую подсказывают потребности ребенка. Нельзя лишать детей того, что является для них инструментом познания и эстетического освоения мира.
Новое в образовании:
Взаимоотношения детей в ситуации игры
В игре существует два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношение по сюжету и роли. Так, если ребёнок взял на себя роль Карабаса Барабаса, то он будет в соответствии с сюжетом утрированно злобно относиться к детям, взявшим на себя роли других персонажей ска ...
Родительский авторитет
Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав во ...
Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...