Обучение учащихся младшего школьного возраста

Прошло дошкольное детство. Как-то незаметно, будто внезапно, возник перед ребенком трудный перевал, за которым – школа, новый распорядок всей жизни, новая ответственность и обязанности, новые связи и взаимоотношения с людьми. На детском рисунке все это не может не сказаться.

Может возникнуть вопрос: нельзя ли помочь ребенку устранить все старые его представления о рисунке и тем расчистить дорогу новому пониманию задач и способов рисования?

Можно, но не так как это делают руководители, которые учат детей рисовать, не считаясь с прошлым опытом детей, с их представлениями.

Ссылаются на другие дисциплины обучения, например, на родной язык, где азбуку изучают раньше, чем учат писать сочинения. Такие педагоги не хотят считаться с тем, какую роль играет рисование в изучении ребенком окружающего его мира, в эстетическом освоении его, в развитии самого ребенка. Психологи считают, что всякая способность развивается только в процессе той деятельности, которая без нее не может осуществляться. Поэтому нельзя сначала развить способность, а потом использовать ее. А что же такое рисование «от простого к сложному», как не попытка развить способности отдельно, раньше чем ребенку будет позволено рисовать то, что ему необходимо? Эти задания лишены эмоционального и познавательного смысла. «с психологической стороны бессмысленно предполагать, что можно сначала развить музыкальный слух, а затем приступить к его использованию для целей эмоционального насыщенного восприятия музыки. Это суждение справедливо и для рисования.

Может быть можно сочетать «строгое» обучение с творческой свободой детей в работах по впечатлению, в сочинении рисунков? Но нет. Засушивающие требования рисования «по правилам» не уживаются с творчеством по детскому разумению. Педагоги, придерживающиеся такого мнения, не хотят знать, что изобразительное творчество на каждом этапе – обширный и сложный комплекс. Он вмещает все, что привлекает внимание ребенка, что вызывается потребностями его развития. Нельзя, не искажая нормального пути развития ребенка, исключить из этого комплекса хоть какую-нибудь его часть. А здесь исключается все творчество из детского рисования, каким оно естественно возникает в жизни ребенка.

Детей нужно учить. Без этого развитие творческих сил невозможно. Но учить в той последовательности, которую подсказывают потребности ребенка. Нельзя лишать детей того, что является для них инструментом познания и эстетического освоения мира.


Новое в образовании:

Художественные способности как свойство личности человека
Попытка определить содержание способностей предпринималась неоднократно разными исследователями. В психологии разработан прочный методологический фундамент исследования общих и специальных способностей, получен богатый фактический материал, дана его содержательная интерпретация. Психология способно ...

Игра и общение
В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью, а общение становится частью и условием её. В этом возрасте приобретается тот сравнительно-устойчивый внутренний мир, который даёт основания впервые назвать ребёнка личностью, хотя и не вполне сложившейся, но способной к даль ...

Способности
Как я уже упоминала в самом начале своей работы, специфика преподавания моего предмета такова, что она напрямую связана с интересом учащихся. В этом проблем, обычно, не возникает потому, что предмет этот новый, компьютеры дома есть у большинства детей и интерес соответственно присутствует. Проблема ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru