Для характеристики исходных теоретико-методологических основ исследования мы обратились к философской, социально-политической и психолого-педагогической литературе, раскрывающей требования к учителю и его подготовке, в частности, технологической, закономерностям и принципам формирования творческой личности, условиям выработки компетенций и формирования компетентности специалиста.
Базовыми для разработки проблемы подготовки учителя являются исследования общих закономерностей развития высшей школы С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, С. И. Зиновьева, Н. Д. Никандрова. Теоретические проблемы профессионального педагогического образования получили освещение в работах Е. П. Белозерцева, Г. А. Бордовского, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, В. Л. Матросова, Л. И. Мищенко, А. В. Мудрика, А. И. Пискунова, Н. Х. Розова, Л. Г. Семушиной, Н. К. Сергеева, В. А. Сластенина, Т. Н. Шамовой, Е. Н. Шиянова.
Концептуальные положения о функциональной природе технологического образования, научные основы изучения проблемы трудового воспитания, политехнического обучения заложены в трудах П. Р. Атутова, А. Ф. Ахматова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина, И. А. Сасовой, В. М. Казакевича.
Сложная, многокомпонентная проблема формирования профессиональной компетентности учителя изучается с различных позиций:
1) изучение классического наследия отечественной и зарубежной педагогики под углом зрения отраженных в нем идей развития профессиональной компетентности учителя, общих условий успешности профессионально-педагогической деятельности (И. Ф. Гербарт, А. И. Герцен, А. Дистервег, Н. А. Добролюбов, П. Ф. Каптерев, Я. Корчак, Я.-А. Коменский, А. С. Макаренко, И.-Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.);
2) разработка методологических основ профессионально-педагогической деятельности и профессиональной компетентности учителя (Б. Г. Ананьев, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластении и др.);
3) разработка теоретико-прикладной сущности профессиональной компетентности учителя, объектно-субъектного преобразования личности педагога в процессе профессиональной деятельности, его профессиональной самореализации и самосовершенствования (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Б. С. Гершунский, С. М. Годник, В. А. Петровский, В. А. Сластенин и др.);
4) повышение профессионально-педагогической культуры учителя, развитие его личностных качеств (И. Г. Безуглов, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, В. Э. Тамарин и др.);
5) развитие профессиональной компетентности учителя на основе его возрастающей технологической оснащенности (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, И. П. Раченко, Н. Е. Щуркова и др.);
6) реализация позитивных тенденций мировой педагогики и школы в развитии профессиональной компетентности учительства, в частности, в сферах осуществления идей демократизации образовательных систем, гуманистической направленности образовательно-воспитательного процесса, социализации личности и др. (Д. Белл, П. Бурдье, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
В осмыслении педагогической деятельности важна общая профессиональная характеристика учителя, основанная на изучении публикаций, имеющих общетеоретическое и методологическое значение (О. А. Абдуллина, Л. И. Божович, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.).
Новое в образовании:
Методические рекомендации по формированию учебной деятельности у учащихся
младших классов коррекционных школ VIII вида
Помощь первокласснику в преодолении возникающих трудностей адаптационных затруднений в школе может оказать учитель, в силах которого создание необходимых условий для быстрого и безболезненного вхождения ребенка в школьную жизнь. В процессе психологической адаптации первоклассников должны решаться с ...
Учет психологических и возрастных особенностей в реализации
индивидуального подхода
Требования учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Индивидуальный подход обеспечивает: устранение трудностей в учении отдельных школьников, возможно ...
Виды межпредметных связей
География обладает большими возможностями применения межпредметных: связей благодаря своему промежуточному положению. В педагогической науке выделены такие основные виды связей по общности: 1. научные факты, касающиеся одного и того же объекта изучения; 2. понятия, теории, законы; 3. способы деятел ...