Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 1

Для характеристики исходных теоретико-методологических основ исследования мы обратились к философской, социально-политической и психолого-педагогической литературе, раскрывающей требования к учителю и его подготовке, в частности, технологической, закономерностям и принципам формирования творческой личности, условиям выработки компетенций и формирования компетентности специалиста.

Базовыми для разработки проблемы подготовки учителя являются исследования общих закономерностей развития высшей школы С. И. Архангельского, Ю. К. Бабанского, В. П. Беспалько, С. И. Зиновьева, Н. Д. Никандрова. Теоретические проблемы профессионального педагогического образования получили освещение в работах Е. П. Белозерцева, Г. А. Бордовского, И. Ф. Исаева, Н. В. Кузьминой, В. Л. Матросова, Л. И. Мищенко, А. В. Мудрика, А. И. Пискунова, Н. Х. Розова, Л. Г. Семушиной, Н. К. Сергеева, В. А. Сластенина, Т. Н. Шамовой, Е. Н. Шиянова.

Концептуальные положения о функциональной природе технологического образования, научные основы изучения проблемы трудового воспитания, политехнического обучения заложены в трудах П. Р. Атутова, А. Ф. Ахматова, Н. И. Бабкина, С. Я. Батышева, В. А. Полякова, М. Н. Скаткина, И. А. Сасовой, В. М. Казакевича.

Сложная, многокомпонентная проблема формирования профессиональной компетентности учителя изучается с различных позиций:

1) изучение классического наследия отечественной и зарубежной педагогики под углом зрения отраженных в нем идей развития профессиональной компетентности учителя, общих условий успешности профессионально-педагогической деятельности (И. Ф. Гербарт, А. И. Герцен, А. Дистервег, Н. А. Добролюбов, П. Ф. Каптерев, Я. Корчак, Я.-А. Коменский, А. С. Макаренко, И.-Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.);

2) разработка методологических основ профессионально-педагогической деятельности и профессиональной компетентности учителя (Б. Г. Ананьев, А. А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластении и др.);

3) разработка теоретико-прикладной сущности профессиональной компетентности учителя, объектно-субъектного преобразования личности педагога в процессе профессиональной деятельности, его профессиональной самореализации и самосовершенствования (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Б. С. Гершунский, С. М. Годник, В. А. Петровский, В. А. Сластенин и др.);

4) повышение профессионально-педагогической культуры учителя, развитие его личностных качеств (И. Г. Безуглов, И. Ф. Исаев, В. А. Кан-Калик, А. В. Мудрик, Н. Д. Никандров, В. Э. Тамарин и др.);

5) развитие профессиональной компетентности учителя на основе его возрастающей технологической оснащенности (Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. А. Караковский, А. С. Макаренко, И. П. Раченко, Н. Е. Щуркова и др.);

6) реализация позитивных тенденций мировой педагогики и школы в развитии профессиональной компетентности учительства, в частности, в сферах осуществления идей демократизации образовательных систем, гуманистической направленности образовательно-воспитательного процесса, социализации личности и др. (Д. Белл, П. Бурдье, А. Комбс, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

В осмыслении педагогической деятельности важна общая профессиональная характеристика учителя, основанная на изучении публикаций, имеющих общетеоретическое и методологическое значение (О. А. Абдуллина, Л. И. Божович, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Проблемы лидерства в современных детских общественных объединениях
Специальной характеристикой современного общественного движения является его неравномерное распределение по стране. Большая часть детских объединений сосредоточена в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске, Омске, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Волгограде, Саратове, в неко ...

Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы
Цель нашей курсовой работы – выявление эффективных форм педагогического просвещения родителей, необходимых для повышения активности родителей как участников воспитательного процесса Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: исследование и сравнительный анализ форм работы ...

Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности дошкольников
С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. Караманенко Т. Н. и Караманенко Ю. Г. разработали одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра. Благодаря выходу этого пос ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru