Конкретные проблемы формирования профессиональной компетентности учителя нашли отражение в работах В. А. Адольфа, Н. Н. Лобановой, Ю. В. Варданян, Е. М. Павлютенкова, В. Г. Подзолкова, Н. Е. Щурковой и др.
В ряде опубликованных за последние годы научных исследований видна тенденция осмысления феномена профессиональной компетентности педагога. Глава с таким названием есть в учебном пособии по педагогике, написанном коллективом авторов под руководством академика В. А. Сластенина. В 90-е гг. вышли учебные пособия по педагогике: Б. Т. Лихачева, Е. В. Бондаревской, С. В. Кульневича, под редакцией П. И. Пидкасистого, И. П. Подласого, И. О. Харламова, в которых так или иначе анализируются проблемы формирования профессиональной компетентности учителя. Авторы подчеркивают необходимость научно-педагогического отклика на происходящие в обществе перемены, глубокого анализа противоречий и разработке путей решений назревших проблем.
Одна из них – овладение педагогическим мастерством как категорией качества педагогической деятельности, обусловленном уровнем профессиональной компетентности. Итак, получается, что формирование профессиональной компетентности учителя проявляет определенную тенденцию развития системы образования.
Новый взгляд на профессиональную подготовку учителя, раскрытие его созидательного, человекотворческого потенциала опирается на современные научные подходы к познанию и преобразованию действительности: аксиологический, антропологический, культурологический, деятельностный, личностно-ориентированный, системно-целостный и др.
Аксиологический подход выступает в качестве связующего звена между практическим и абстрактно-теоретическим подходами. Аксиология представляет собой философское учение о природе ценностей, их иерархии, структуре, взаимосвязях.
Основы аксиологического подхода в отечественной педагогике и психологии заложены Б. Г. Ананьевым, В. А. Василенко, О. Г. Дробницким, Н. М. Кузнецовым, B. H. Тугариновым, В. А. Ядовым. Проблемы педагогической аксиологии как составляющей философии образования исследовали Б. С. Гершунский, В. М. Розин, Ю. Б. Тупалов, М. И. Фишер, П. Г. Щедровицкий и др. Ценностные ориентации в образовании, мотивационно-ценностное отношение к познавательной деятельности стали предметом исследования К. А. Абульхановой-Славской, В. И. Гинецинского, В. И. Додонова, Б. Г. Кузнецова, В. Т. Пряниковой, З. И. Равкина, B. C. Собкина и др. Ценностные подходы к управлению образованием и аксиологические приоритеты стратегии его развития разработаны Б. М. Бим-Бадом, В. М. Богуславским, В. А. Караковским, Г. Б. Корнетовым, Н. Д. Никандровым и др. Аксиологические характеристики педагогической деятельности раскрыты в трудах Б. З. Вульфова, В. А. Сластенина, И. Л. Федотенко, Е. Н. Шиянова, Н. К. Щепкиной и др.
В концептуальный аппарат аксиологии включены такие понятия, как «ценность», аксиологическая характеристика индивида; общие аксиологические категории (значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, цель, ценностные ориентации). При этом содержание понятия «ценность» авторами определяется неоднозначно, что приводит к неопределенности содержания и объема таких понятий, как «ценностные ориентации», «ценностное отношение», «гуманистические ценности», «профессионально-ценностные ориентации» и др.
Особое значение в процессе технологической подготовки учителя технологии приобретает формирование у него профессиональных технологических ценностей.
Аксиологический подход позволяет рассматривать образование как социально-педагогическое явление, выполняющее человекообразующие функции: гуманитарную, культурно-созидательную и функцию социализации. Культурно-созидательная включает сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования, ориентацию образования на воспитание человека культуры. Функция социализации обеспечивает усвоение и воспроизводство индивидом социального опыта, необходимого для нормального безболезненного вхождения человека в жизнь общества. Гуманитарная функция образования предполагает сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и духовного здоровья, смысла жизни, личной свободы, нравственности. Так проявляется тесная взаимосвязь аксиологического и антропологического подходов.
Новое в образовании:
Исследование влияния межпредметных связей на эффективность процесса
обучения
Экпериментальная работа проводилась в общеобразовательной средней школе № XX г. XXXXXXX. В 5 классе «А» 22 учащихся: 11 мальчиков и 11 девочек. Класс учится по типовой программе. Учитель ОБЖ имеет высшее педагогическое образование, высшую квалификационную категорию. Констатирующий эксперимент. Цель ...
Анализ интегрированных уроков
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомо ...
Анализ программ математических кружков
Мною было рассмотрено 10 планов проведения кружковых занятий для 5-6 классов на одно полугодие. Математика в школе 6 выпуск 1971г: воспитать у детей желание и потребность заниматься математикой, возбуждать, поддерживать и развивать у учащихся интерес к математике. (пересечение и объединение множест ...