Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 7

Первый отражает обязательность интеграции содержания изучаемых учебных дисциплин, их взаимодействия и взаимодополнения; второй – целенаправленное создание активной образовательной среды и комплексное использование новых форм, методов организации собственно учебной деятельности студентов и управления их самостоятельной работой.

Системно-целостный подход к технологической подготовке учителя технологии позволяет раскрыть единство функционального, ценностного и деятельностного ее аспектов. Содержание данных аспектов и их взаимосвязей способствует наиболее полной реализации интегративной, созидательной, духовно-физической сущности техники и технологии.

Охарактеризуем философские подходы к проблемам современного общества, во многом дающие объяснение возникновения компетентностной парадигмы и ее специфике в технологическом образовании.

Кули описывает через понятие социализации становление нетрадиционного общества Он выделяет два исторически принятых типа социализации личности. В первичных группах социализация протекает в рамках семьи (или шире – сельской общины), в которых фиксируется непосредственный психологический контакт и конкретная структура отношений между членами. Социализация во вторичных группах протекает в рамках абстрактно заданной общности (государственной, этнической и пр.), где структура отношений постигается лишь умозрительно. Т.о., в индустриальном обществе люди обладают характеристиками, достигаемыми ими в процессе личного опыта в контексте не «живых» родственных отношений, а вариативных социальных отношений, которые не заданы жесткой родовой структурой, а детерминируются неочевидными социально-экономическими факторами, предполагая внешнюю свободу выбора, и регулируясь фиксированным законом.

Социализация в таком обществе протекает уже не в непосредственно семейной системе отсчета, предполагающей именной или профессионально-кастовый тип трансляции исторического опыта от поколения к поколению, но в абстрактной универсально-логической форме.

Подобная трансформация социокультурной сферы влечет за собой и трансформацию менталитета, предполагающую изменение как стиля мышления, так и системы ценностей соответствующей эпохи. В модификации стиля мышления центральное место занимают «абстракция» (Г. Зиммель) «и рационализация» (М. Вебер) массового сознания. На аксиологической шкале ценностей происходит смещение акцентов от ценностей коллективизма к ценностям индивидуализма, и основной пафос становления нетрадиционного общества заключается именно в идее формирования свободной личности, осознающей себя в качестве самодостаточного узла рационально понятых социальных связей. Как было показано М. Вебером, и свобода предпринимательства, и свободомыслие базируются на фундаменте рационализма.

Применительно к западному (классическому) типу процесса модернизации именно протестантская этика «с непомерным моральным кодексом» (М. Вебер) выступила идеологической системой, которая задала идеологическую шкалу нового типа сознания, который зафиксировал трудовую дисциплину (а не труд вообще) в качестве сакральной ценности «дисциплинированный индивидуализм». Описанные изменения в сфере культурных ценностей рассматриваются как важнейший аспект модернизации сознания, формирование такого его типа, который соответствует задаваемой индустриализацией ситуации взаимодействия со сложными механизмами и реализации промышленных технологий, требующих трудовой дисциплины и ответственности.

Если единство двух основных сторон индустриального общества (индустриализация и модернизация) в силу каких-то исторических причин нарушается, то возникает внутренне противоречивый, технологически неблагополучный и социально нестабильный социальный организм, где носители фактически патриархального сознания приходят в соприкосновение с высокими технологиями, требующими высокой меры дисциплины и ответственности. Классическим примером подобной ситуации может служить построение индустриального общества в СССР, где техническое перевооружение производства (индустриализация) не было в достаточной мере подкреплено модернизацией сознания населения (культурная революция фактически свелась к ликвидации безграмотности), что дает о себе знать и в современном постсоветском пространстве, давая экспертам повод констатировать «низкое качество населения» (Л. Абалкин).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru