Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 11

Синергетический подход к проблеме технологического образования учителя

Представляется продуктивным анализ технологического образования учителя с позиций синергетики – постнеклассического междисисциплинарного направления исследований процессов самоорганизации в системах разной природы: естественных и искусственных, физических и биологических, экологических и социальных. При этом мы не рассматриваем синергетику и основанные на ней подходы как нечто совершенно новое и отличное от подходов, которые принято называть системными, кибернетическими и т. д. Наоборот, хотелось бы специально подчеркнуть, что, с точки зрения преемственности, синергетику можно рассматривать и как развитие междисциплинарных идей системного подхода, и как развитие кибернетики, особенно в тех ее разделах, которые касаются моделирования процессов коммуникации и самоорганизации с использованием принципа обратной связи.

Синергетика может рассматриваться в ракурсе системного (постнеклассического) эволюционизма. Она заимствует из системного подхода понятие открытости, открытой системы, связанное с именем основателя общей теории систем Л. фон Берталанфи и введенное им в методологию науки.

Это историко-методологическое положение важно для понимания возможностей (и особенностей) синергетического подхода к социальной проблематике как к такой междисциплинарной области знаний, в фокусе которой находится эволюционное поведение открытых, далеких от равновесия нелинейных систем, образующих в совокупности образ (паттерн) нелинейного мира, мира, находимого нами в процессе саморазвития, в котором порядок и хаос соседствуют, взаимопроникают и взаимотрансформируются друг в друга.

Такой характеристике в полной мере соответствует система образования, в недрах которой формируется технологическая компетентность учителя. Мы попытаемся далее проиллюстрировать синергетический принцип на примере генезиса понятия «технологическая компетентность», являющегося одним из центральных в нашем исследовании. Для этого необходимо рассмотреть симбиоз двух понятий – социокультурного понятия «открытое общество» (А. Бергсон, К. Поппер) и естественнонаучного понятия «открытая система» Л. фон Берталанфи. В основе этого симбиоза лежит диалогически-коммуникативный «круговой» процесс междисциплинарного осмысления идеи развития в современной цивилизации и культуре. Главное содержательно-ценностное отличие открытой общественной системы от закрытой заключается в способности к развитию, саморазвитию, творческой эволюции.

Синергетический подход, будучи, как уже говорилось, междисциплинарным, реализуется в своеобразном круговом, циклическом отношении к рассматриваемым вопросам, которые не даны с самого начала в готовом виде как предметы, а возникают как результат ответов на вопросы, возникших до них. Образно говоря, синергетический подход – это искусство организации условий для продуктивного диалога «порядок-хаос», на границе которых возникает новый смысл всей системы. Другими словами, синергетический подход – это интерсубъективный диалоговый процесс, всегда имеющий свою внутреннюю историю, логику рассуждения, дискурс.

В применения к нашим рассуждениям о детерминации технологической компетентности следует ввести критерий Маслоу – социальный синергизм. А. Маслоу отмечает, что «высоким синергизмом обладают те общества, социальные институты которых организованы так, чтобы преодолевать полярность между эгоизмом и неэгоизмом, между личным интересом и альтруизмом, так, чтобы человек, добиваясь своих эгоистических целей, заслужил награды для себя. Если в обществе вознаграждается добро, – это общество с высоким синергизмом.» Общество с высоким синергетическим потенциалом – это общество, члены которого открыты не только голосу разума и рассудка, но и голосу сердца, голосу чувства любви к ближнему.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Новое в образовании:

Монологическая речь, как средство активизации лексики
Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемой лексики является способность вести беседу с использованием актуальной лексики следует считать завершающим этапом ее усвоения. Наблюдения показывают, что в процессе устного общения количество используемых лексических един ...

Работа на базе лексической темы и различные виды обсуждений
По свидетельству ряда методистов анализ учебного процесса по обучению английскому языку в средней общеобразовательной школе показывает, что учащиеся непрочно и не в полном объеме усваивают лексику, подлежащую изучению в 6 классе. Сформированные лексические навыки не отвечают требованиям программы, ...

Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru