Синергетический подход к проблеме технологического образования учителя
Представляется продуктивным анализ технологического образования учителя с позиций синергетики – постнеклассического междисисциплинарного направления исследований процессов самоорганизации в системах разной природы: естественных и искусственных, физических и биологических, экологических и социальных. При этом мы не рассматриваем синергетику и основанные на ней подходы как нечто совершенно новое и отличное от подходов, которые принято называть системными, кибернетическими и т. д. Наоборот, хотелось бы специально подчеркнуть, что, с точки зрения преемственности, синергетику можно рассматривать и как развитие междисциплинарных идей системного подхода, и как развитие кибернетики, особенно в тех ее разделах, которые касаются моделирования процессов коммуникации и самоорганизации с использованием принципа обратной связи.
Синергетика может рассматриваться в ракурсе системного (постнеклассического) эволюционизма. Она заимствует из системного подхода понятие открытости, открытой системы, связанное с именем основателя общей теории систем Л. фон Берталанфи и введенное им в методологию науки.
Это историко-методологическое положение важно для понимания возможностей (и особенностей) синергетического подхода к социальной проблематике как к такой междисциплинарной области знаний, в фокусе которой находится эволюционное поведение открытых, далеких от равновесия нелинейных систем, образующих в совокупности образ (паттерн) нелинейного мира, мира, находимого нами в процессе саморазвития, в котором порядок и хаос соседствуют, взаимопроникают и взаимотрансформируются друг в друга.
Такой характеристике в полной мере соответствует система образования, в недрах которой формируется технологическая компетентность учителя. Мы попытаемся далее проиллюстрировать синергетический принцип на примере генезиса понятия «технологическая компетентность», являющегося одним из центральных в нашем исследовании. Для этого необходимо рассмотреть симбиоз двух понятий – социокультурного понятия «открытое общество» (А. Бергсон, К. Поппер) и естественнонаучного понятия «открытая система» Л. фон Берталанфи. В основе этого симбиоза лежит диалогически-коммуникативный «круговой» процесс междисциплинарного осмысления идеи развития в современной цивилизации и культуре. Главное содержательно-ценностное отличие открытой общественной системы от закрытой заключается в способности к развитию, саморазвитию, творческой эволюции.
Синергетический подход, будучи, как уже говорилось, междисциплинарным, реализуется в своеобразном круговом, циклическом отношении к рассматриваемым вопросам, которые не даны с самого начала в готовом виде как предметы, а возникают как результат ответов на вопросы, возникших до них. Образно говоря, синергетический подход – это искусство организации условий для продуктивного диалога «порядок-хаос», на границе которых возникает новый смысл всей системы. Другими словами, синергетический подход – это интерсубъективный диалоговый процесс, всегда имеющий свою внутреннюю историю, логику рассуждения, дискурс.
В применения к нашим рассуждениям о детерминации технологической компетентности следует ввести критерий Маслоу – социальный синергизм. А. Маслоу отмечает, что «высоким синергизмом обладают те общества, социальные институты которых организованы так, чтобы преодолевать полярность между эгоизмом и неэгоизмом, между личным интересом и альтруизмом, так, чтобы человек, добиваясь своих эгоистических целей, заслужил награды для себя. Если в обществе вознаграждается добро, – это общество с высоким синергизмом.» Общество с высоким синергетическим потенциалом – это общество, члены которого открыты не только голосу разума и рассудка, но и голосу сердца, голосу чувства любви к ближнему.
Новое в образовании:
Психическое здоровье детей – залог успешности
Основой деятельности педагогического коллектива является успешность и успеваемость школьников. Успеваемость школьников во многом зависит от психического здоровья детей. Состояние психического здоровья детей обеспечивает их социальную адаптацию, влияет на физическое, соматическое и репродуктивное зд ...
Методы и приемы воспитания нравственных ценностей детей младшего школьного
возраста
Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных методов, приемов и средств. Под методами воспитания понимают способы воздействия воспитателей на воспитанников и организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, ...
Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...