Они считают, что проблема гуманизации и гуманитаризации технологической подготовки может быть разрешена только на основе целостной концепции социально-гуманитарного образования, сущность которой заключается в том, чтобы всю подготовку учителя пронизывали идеи общечеловеческой культуры, давая возможность личности педагога сформировать глобальное планетарное мировоззрение. Мотивационные ценностные ориентации, экологическое мышление, социальная ответственность, креативный характер деятельности, нацеленность на самоактуализацию и индивидуализацию – путь, по которому будет развиваться не только гуманитарное, но и технологическое знание XXI в.
Технологический подход
Новые подходы в педагогическом образовании рождают и новые технологии. Отсюда закономерно складывается технологический подход, который предусматривает гибкое инструментальное управление учебным процессом вуза. Технологический подход – понятие довольно широкое, оно объединяет несколько интенсивно развивающихся в последнее время направлений в дидактике высшей школы: диалоговое и модульное обучение (В. В. Шоган), контекстное обучение (А. А. Вербицкий), обучение через решение учебных задач (Г. А. Балл, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин,), инновационное обучение (В. И. Журавлев, П. И. Пидкасистый, Л. С. Подымова, Н. Р. Юсуфбекова), проблемно-модульное обучение (П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров), конструктивно-проективное обучение (Е. С. Заир-Бек, Г. А. Лебедева, Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко, Н. Н. Суртаева), имитационное и игровое моделирование (В. Ю. Бабайцева, Н. Н. Богомолова, М. М. Лебедева, С. А. Шмаков) и др.
Анализ показывает, что появление новых технологий в высшей школе свидетельствует об интенсивных интеграционных процессах в педагогическом образовании, так как почти все технологии базируются не на одном, а на нескольких теоретических подходах, в том числе и зарубежных. Зародившись в недрах программированного обучения (С. И. Архангельский, В. П. Беспалько, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, Н. Ф. Талызина и другие), педагогические технологии быстро нашли свое место в дидактике высшей школы, отвечая потребности гибко реагировать на усложняющиеся процессы в вузе и обеспечивать наиболее эффективное достижение учебных целей. Поскольку главным стратегическим направлением в развитии образования большинство современных ученых считают личностно-ориентированное обучение, отражающее гуманистические традиции человечества, основные научные и практические поиски ведутся в русле разработки технологий разноуровневого обучения. По самой своей сути оно предполагает необходимость дифференциации в учебном процессе, ориентации на личность обучающегося. В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся: уровень общего развития, культуры, обученности в данной области; особенности психического развития личности; особенности характера, темперамента и пр.
Учитывая, что педагогика высшей школы все увереннее утверждается как гуманистическая, антропо-ориентированная, особую роль начинают играть три основных типа личностно-ориентированных технологий: 1) моделирование задачной структуры учебно-педагогической деятельности, в которой осуществляется рефлексивное управление учебной деятельностью студентов; 2) организации ситуативного взаимодействия преподавателя и студента в педагогическом процессе в форме учебного диалога; 3) технологии имитации будущей профессиональной деятельности в специфической социально-дидактической среде.
Новое в образовании:
Образование как многоаспектный феномен
Образование — это способ вхождения человека в мир науки и культуры. В процессе образования человек осваивает культурные ценности. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека. Овладевая культурой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и ...
Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...
Государственная политика обеспечения прав детей, оставшихся без попечения
родителей
В настоящее время в структуре различных министерств Республики Казахстан находятся организации, занимающиеся вопросами охраны прав детей. Так, в структуре Министерства образования и науки Республики Казахстан находятся 722 интернатные организации для детей, в том числе детей-сирот и детей, оставших ...