Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 8

Это заставляет нас при рассмотрении феномена «технологической компетентности учителя» центральным компонентом его структуры считать модернизированное сознание, основанное на рациональности, на основе которого, в свою очередь, формируются другие компоненты и которое не позволяет разрушить целостность феномена. В противном случае мы получим «низкое качество» учителя, обладающего технологическими умениями, но с отсталым, несовременным сознанием, не обладающего высокой мерой дисциплины и ответственности, без чего невозможна технологическая культура и компетентность.

Концепция цивилизационного-культурного развития

Исследование сложившегося цивилизационно-культурного кризиса дает основание предположить, что только смена парадигм развития образования может изменить его тип и характер. Общим типом цивилизационно-культурного развития сегодня обуславливается и кризисная ситуация в социализации людей. Классический тип рационализма прошедшего времени сориентировал науку на обоснование такой теории воспитания, которая закрепляет в человеке его сущностную необходимость, игнорируя его поведенческую и эмоциональную целостность, непредсказуемость и иррациональность.

Современная реальность привела к тому, что технократическая ориентация на приоритетное развитие материальной стороны жизни постепенно утрачивает свое значение, на смену ей приходит гуманитарная мировоззренческая парадигма. В этой системе ценностей именно гуманитарно-ориентированное технологическое знание должно сообщать ориентиры дальнейшего социального и материально-технического переустройства общества. Тем самым можно отметить тенденцию возрастания роли широко понимаемой технологической компетентности не только в социальном или культурном, но и цивилизационном развитии человека. Проблемы цивилизационно-культурной динамики на сегодняшний день являются недостаточно разработанными, а между тем знание ее механизмов совершенно необходимо для более глубокого понимания процессов социокультурного воспроизводства человека.

Теория технократизма

В связи с возрастанием в обществе роли технической интеллигенции как одного из наиболее ярких носителей технологической компетентности, есть смысл рассмотреть теорию технократизма (Т. Веблен, Дж. К. Гэлбрэйт, А. Турен). Технократы в качестве приоритета видят общественный интерес в том, чтобы с помощью технических достижений устранять противоречия, порождаемые научно-техническим прогрессом. В этих условиях доминирующую роль в экономике играют крупные корпорации, власть в которых принадлежит технократии.

Качественное изменение этого положения произошло в 70–90-е гг., когда начала складываться единая информационная инфраструктура. Традиционные механизмы принятия политических решений по идеологическим мотивам рассматриваются с точки зрения теории технократизма как причина некомпетентности и безответственности. В системе приоритетов в принятии адекватных решений первое место отводится экспертам-консультантам.

Технологический детерминизм рассматривается в концепциях индустриального (Р. Арон, Дж. К. Гэлбрэйт, А. Берли), постиндустриального (Д. Белл, Ж. Фурастье), технотронного (З. Бжезинский), программированного (А. Турен), информационного (Е. Масуда) общества.

На современной стадии развития концепции технологического детерминизма выходят за узкие рамки техницизма и стремятся соотнести категорию «технологии» с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация. Дж. П. Грант считает, что слово «технология» означает не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Новое в образовании:

Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Начало о ...

Результаты интегрированного обучения и его значение
Опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о результатах и значении интегрированного обучения, которые сводятся к следующему. Интегрированное обучение: · способствует развитию научного стиля мышления учащихся; · даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода позн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru