Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 8

Это заставляет нас при рассмотрении феномена «технологической компетентности учителя» центральным компонентом его структуры считать модернизированное сознание, основанное на рациональности, на основе которого, в свою очередь, формируются другие компоненты и которое не позволяет разрушить целостность феномена. В противном случае мы получим «низкое качество» учителя, обладающего технологическими умениями, но с отсталым, несовременным сознанием, не обладающего высокой мерой дисциплины и ответственности, без чего невозможна технологическая культура и компетентность.

Концепция цивилизационного-культурного развития

Исследование сложившегося цивилизационно-культурного кризиса дает основание предположить, что только смена парадигм развития образования может изменить его тип и характер. Общим типом цивилизационно-культурного развития сегодня обуславливается и кризисная ситуация в социализации людей. Классический тип рационализма прошедшего времени сориентировал науку на обоснование такой теории воспитания, которая закрепляет в человеке его сущностную необходимость, игнорируя его поведенческую и эмоциональную целостность, непредсказуемость и иррациональность.

Современная реальность привела к тому, что технократическая ориентация на приоритетное развитие материальной стороны жизни постепенно утрачивает свое значение, на смену ей приходит гуманитарная мировоззренческая парадигма. В этой системе ценностей именно гуманитарно-ориентированное технологическое знание должно сообщать ориентиры дальнейшего социального и материально-технического переустройства общества. Тем самым можно отметить тенденцию возрастания роли широко понимаемой технологической компетентности не только в социальном или культурном, но и цивилизационном развитии человека. Проблемы цивилизационно-культурной динамики на сегодняшний день являются недостаточно разработанными, а между тем знание ее механизмов совершенно необходимо для более глубокого понимания процессов социокультурного воспроизводства человека.

Теория технократизма

В связи с возрастанием в обществе роли технической интеллигенции как одного из наиболее ярких носителей технологической компетентности, есть смысл рассмотреть теорию технократизма (Т. Веблен, Дж. К. Гэлбрэйт, А. Турен). Технократы в качестве приоритета видят общественный интерес в том, чтобы с помощью технических достижений устранять противоречия, порождаемые научно-техническим прогрессом. В этих условиях доминирующую роль в экономике играют крупные корпорации, власть в которых принадлежит технократии.

Качественное изменение этого положения произошло в 70–90-е гг., когда начала складываться единая информационная инфраструктура. Традиционные механизмы принятия политических решений по идеологическим мотивам рассматриваются с точки зрения теории технократизма как причина некомпетентности и безответственности. В системе приоритетов в принятии адекватных решений первое место отводится экспертам-консультантам.

Технологический детерминизм рассматривается в концепциях индустриального (Р. Арон, Дж. К. Гэлбрэйт, А. Берли), постиндустриального (Д. Белл, Ж. Фурастье), технотронного (З. Бжезинский), программированного (А. Турен), информационного (Е. Масуда) общества.

На современной стадии развития концепции технологического детерминизма выходят за узкие рамки техницизма и стремятся соотнести категорию «технологии» с ключевыми понятиями философской рефлексии – цивилизация, культура, прогресс, ценности, идентификация. Дж. П. Грант считает, что слово «технология» означает не столько машины и инструменты, сколько то представление о мире, которое руководит нашим восприятием всего существующего.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Новое в образовании:

Игры на развитие речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
Данные игры могут быть использованы сурдопедагогами на занятиях по развитию речи, воспитателями на занятиях по различным разделам программы, а также родителями дома. Поезд Цели: учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы. Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушк ...

Материалы, инструменты, оборудование
Успешность в работе темперой, как и в любой другой технике, будет во многом зависеть от наличия необходимых принадлежностей, используемых в профессиональной живописи. Кисти для темперной живописи нужно иметь колонковые, беличьи и щетинные. Очень хороши в работе плоские колонковые кисти. После работ ...

Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры подростков
Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru